1. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
2. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры.
3. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном статьями 30 и 33 настоящего Кодекса.
4. При закупке работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ.
5. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается.
6. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов.
7. В случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)
Комментарий к статье 53.7 ЛК РФ
1. Комментируемая статья вводит в систему охраны и защиты лесов подсистему 7 обязательных мероприятий по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, а именно:
- общее правило осуществления мероприятий по ликвидации последствий ЧС на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, органами государственной власти (местного самоуправления) в пределах полномочий, установленных согласно ст.81-84 ЛК РФ;
- общее правило осуществления мероприятий по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в первую очередь на лесных участках с общей границей с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры;
- порядок осуществления гражданами в первоочередном порядке заготовки древесины для собственных нужд, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (согласно ст.30 и 33 ЛК РФ);
- механизм размещения заказа на выполнение работ по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, посредством продажи лесных насаждений для заготовки древесины (согласно ч.3 ст.19 ЛК РФ);
- условие невключения в расчетную лесосеку объема древесины, заготовленной при ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой ЧС;
- общее правило внесения изменений в лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов по результатам осуществления мероприятий по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой ЧС;
- механизм расторжения договора аренды лесного участка согласно ст.9 ЛК РФ, если мероприятия по ликвидации ЧС, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой ЧС повлекли за собой существенное изменение обстоятельств заключения такого договора.
Рассматривая подсистему 7 обязательных мероприятий по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, следует указать на основные документы, ее регламентирующие:
- постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- приказ Рослесхоза от 22 мая 2012 года N 200 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Именно в соответствии с Приложением к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС) Минприроды России обязано формировать функциональные подсистемы:
- охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз);
- мониторинга состояния недр (Роснедра);
- наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет);
- федерального государственного экологического надзора (Росприроднадзор) и пр.
Положения ч.1 комментируемой статьи определяют общее правило осуществления мероприятий по ликвидации последствий ЧС на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, органами государственной власти (местного самоуправления) в пределах полномочий, установленных согласно ст.81-84 ЛК РФ.
Предоставление в аренду лесных участков регламентировано главным образом в положениях 6 и 8 глав ЛК РФ (ст.71-74, 78-80), определяющих:
- во-первых, подсистему предоставления лесных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (с общим порядком предоставления, содержанием договора аренды лесного участка, механизмом арендной платы, порядком заключения договора аренды);
- во-вторых, подсистему аукционов по продаже арендных прав на лесной участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности (два общих правила функционирования подсистемы аукционов, перечень 17 основных положений организации аукционов; перечень 9 правил проведения аукционов в области регулирования ЛК РФ).
При этом следует отметить, что согласно ст.4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Кроме того в порядке ст.14.1 указанного закона после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют общее правило осуществления мероприятий по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в первую очередь на лесных участках с общей границей с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры.
В связи с этим требованием целесообразно указать 7 задач функциональной подсистемы по ликвидации последствий ЧС на лесных участках, обозначенных в п.4 приказа Рослесхоза от 22 мая 2012 года N 200:
- обеспечения готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
- прогнозирования уровня пожарной опасности и санитарной опасности в лесах;
- участия в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, связанных с охраной лесов от пожаров и защитой их от вредителей и болезней леса;
- координации работ по маневрированию лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
- сбора, обработки, обмена и выдачи информации в области защиты населения и территорий от ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
- осуществления контроля за радиационной обстановкой на территории земель лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате техногенных аварий, организацией и обеспечением лицами, использующими леса, установленного режима охраны, защиты лесов в условиях радиоактивного загрязнения;
- подготовки предложений в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС по результатам рассмотрения данных мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
При этом функциональная подсистема по ликвидации последствий ЧС на лесных участках включает:
- координационные органы (Комиссия Рослесхоза по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах и др.);
- органы управления (руководитель Федерального агентства лесного хозяйства и пр.);
- силы и средства пожаротушения (лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование в составе ФБУ "Авиалесоохрана", ФБУ "Центрлес"; ФБУ "Рослесозащита"; лаборатории и посты радиационного контроля ФБУ "Рослесозащита");
- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.
3. Содержание ч.3 комментируемой статьи обозначает порядок осуществления гражданами в первоочередном порядке заготовки древесины для собственных нужд, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (согласно ст.30 и 33 ЛК РФ).
4. Правила ч.4 рассматриваемой статьи регламентируют механизм размещения заказа на выполнение работ по ликвидации последствий ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, посредством продажи лесных насаждений для заготовки древесины (согласно ч.3 ст.19 ЛК РФ);
5. Положения ч.5 комментируемой статьи определяют условие невключения в расчетную лесосеку объема древесины, заготовленной при ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой ЧС;
В данном отношении следует указать, что согласно ч.5 ст.29 ЛК РФ, приказу Рослесхоза от 27 мая 2011 года N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки" и приказу Рослесхоза от 4 апреля 2012 года N 126 определено 4 основных вида расчетных лесосек:
- для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента;
- для осуществления сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений;
- ежегодный допустимый объем изъятия древесины в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при уходе за лесами;
- ежегодный допустимый объем изъятия древесины при всех видах рубок.
6. Нормы ч.6 комментируемой статьи определяют общее правило внесения изменений в лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов по результатам осуществления мероприятий по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой ЧС.
7. Содержание ч.7 комментируемой статьи обозначает механизм расторжения договора аренды лесного участка согласно ст.9 ЛК РФ, если мероприятия по ликвидации ЧС, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой ЧС повлекли за собой существенное изменение обстоятельств заключения такого договора.
Следует добавить, что в подсистеме административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ) в ст.8.24 регламентирован порядок административной ответственности за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования.