1. Мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
4. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)
Комментарий к статье 53.6 ЛК РФ
1. Положения комментируемой статьи устанавливают в системе охраны и защиты лесов перечень 4 основных мероприятий по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, а именно:
- установление 2 категорий мероприятий по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (аварийно-спасательные и другие неотложные работы, которые проводятся при возникновении такой ЧС);
- полномочие Правительства РФ устанавливать 2 вида документов (классификацию ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, а также порядок введения ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких ЧС);
- порядок осуществления выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков в целях создания противопожарных разрывов в ходе мероприятий по ликвидации ЧС в границах территории, признанной зоной ЧС, согласно решению об осуществлении таких рубок органа государственной власти (местного самоуправления) в пределах полномочий, определенных в ст.81-84 ЛК РФ;
- механизм привлечения граждан, юридических лиц к мероприятиям по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, согласно ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
По данному перечню в Концепции о пожарной безопасности, в частности, отмечено, что с учетом условий проведения работ при ликвидации аварии на атомной электростанции в Японии, а также опыта пожаротушения военных арсеналов в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике осуществляется вооружение подразделений противопожарной службы роботизированными гусеничными комплексами пожаротушения "Кедр". Кроме того, разработаны:
- многофункциональный робототехнический комплекс "Ель-2" со сменным пожарно-техническим вооружением;
- универсальный роботизированный транспортный модуль;
- специальное технологическое оборудование с системой автономного управления для робототехнических комплексов многофункционального назначения.
При этом основные направления работ Министерства образования и науки РФ по реализации Программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" обозначены участие в формировании системы добровольных пожарных подразделений и студенческих спасательных отрядов, а также создание и внедрение новых технологий (технических средств) обеспечения пожарной безопасности на объектах сферы образования и науки.
Положения ч.1 комментируемой статьи определяют на 2 категории мероприятий по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (аварийно-спасательные и другие неотложные работы, которые проводятся при возникновении такой ЧС).
В данном отношении следует указать, что согласно п.4 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 376) при возникновении ЧС в лесах вводятся 4 соответствующих режима:
- режим ЧС в лесах муниципального характера (уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим ЧС в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794);
- режим ЧС в лесах регионального характера (уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим ЧС в лесах регионального характера);
- режим ЧС в лесах межрегионального характера;
- режим ЧС в лесах федерального характера.
При этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при введении ЧС в лесах осуществляют взаимодействие согласно:
- Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794);
- планам тушения лесных пожаров;
- сводному плану тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ;
- межрегиональным планам маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют полномочие Правительства РФ устанавливать 2 вида документов (классификацию ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, а также порядок введения ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких ЧС).
По этому поводу целесообразно отметить постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 376, согласно которому ЧС в лесах подразделяются на 4 вида:
1) во-первых, ЧС в лесах муниципального характера, в результате которой зона ЧС в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более 2 суток;
2) во-вторых, ЧС в лесах регионального характера, в результате которой зона ЧС в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта РФ, при этом значения 2 и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта РФ на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ:
- количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. гектаров площади земель лесного фонда;
- доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
- средняя площадь одного пожара;
- доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;
3) в-третьих, ЧС в лесах межрегионального характера, в результате которой зона ЧС в лесах затрагивает территории 2 и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим ЧС в лесах регионального характера;
4) в-четвертых, ЧС в лесах федерального характера, в результате которой зона ЧС в лесах затрагивает территории 2 и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим ЧС в лесах межрегионального характера.
3. Содержание ч.3 комментируемой статьи обозначает порядок осуществления выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков в целях создания противопожарных разрывов в ходе мероприятий по ликвидации ЧС в границах территории, признанной зоной ЧС, согласно решению об осуществлении таких рубок органа государственной власти (местного самоуправления) в пределах полномочий, определенных в ст.81-84 ЛК РФ.
4. Правила ч.4 рассматриваемой статьи регламентируют механизм привлечения граждан, юридических лиц к мероприятиям по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, согласно ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В связи с этим требованием следует отметить, что в порядке п.7 постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется также согласно планам тушения лесных пожаров, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке (см. комментарий к ст.53.3 ЛК РФ).
Рассматривая нормы ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", следует отметить, что согласно ст.1 этого документа тушение пожара в лесу является одним из направлений ликвидации ЧС, включающим аварийно-спасательные и другие неотложные работы, которые проводятся при возникновении ЧС и направлены:
- на спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- на снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь;
- на локализацию зон ЧС (пожара) с прекращением действия характерных для них опасных факторов.
Целесообразно добавить, что система государственного управления в сфере защиты населения и территорий от ЧС (ст.12-17 главы 3 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") включает 6 правовых конструкций:
- определение и компетенция федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
- перечень обязанностей федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
- перечень обязанностей организаций в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
- механизм участия общественных объединений в ликвидации ЧС;
- порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации ЧС;
- условия применения сил и средств органов внутренних дел РФ при ликвидации ЧС.