Статья 53.8. Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров

1. Часть утратила силу - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

2. Часть утратила силу - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)

Комментарий к статье 53.8 ЛК РФ

1. Нормы ст.51 ЛК РФ определяют в системе охраны и защиты лесов порядок выполнения работ по охране лесов от лесных пожаров, который устанавливает 3 общих правила:
- механизм выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий, определенных в ст.81-83 ЛК РФ (если ЛК РФ не установлено иное);
- порядок размещения органами государственной власти заказов на выполнение работ согласно ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на учреждения, указанные в ч.1 комментируемой статьи);
- конструкцию привлечения органами государственной власти добровольных пожарных для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

В связи с обозначенными сведениями в Программе "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы целью подпрограммы "Охрана и защита лесов" указывается сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок. Достижение такой цели определяет решение 3 основных задач: повышения эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров; повышения эффективности защиты лесов от вредных организмов; предотвращения нелегальных рубок.

Поэтому в систему показателей (индикаторов) реализации указанной подпрограммы включено 10 показателей (индикаторов):
- доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров;
- отношение площади земель лесного фонда, пройденных лесными пожарами в отчетном году, к средней площади земель лесного фонда, которые были пройдены пожарами в течение последних 5 лет;
- сокращение объема незаконных рубок в процентах к предыдущему году;
- доля площади земель лесного фонда, возвращенных в хозяйственный оборот, в общей площади земель лесного фонда, загрязненных радионуклидами;
- отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов и пр.

В результате реализации запланированных работ по охране лесов от лесных пожаров в рамках подпрограммы "Охрана и защита лесов" предполагается:
- создание в России эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров в регионах, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, а также предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;
- дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты деятельности которой существенно улучшат информированность населения, скорость оповещения его и противопожарных служб об угрозе лесных пожаров (с интеграцией (сопряжением) Единой территориально-распределенной информационной системой дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ) с информационной системой дистанционного мониторинга Рослесхоза (ИСДМ-Рослесхоз), а также внедрением иных результатов космической деятельности);
- осуществление комплекса профилактических мероприятий, укрепление кадровой и материально-технической базы противопожарных служб, обеспечение межрегионального маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, снаряжением и, как следствие, оперативность тушения лесных пожаров на уровне лучших в этой сфере зарубежных стран.

Положения ч.1 комментируемой статьи определяют механизм выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий, определенных в ст.81-83 ЛК РФ (если ЛК РФ не установлено иное). В связи с этим требованием в приказе Рослесхоза от 22 мая 2012 года N 200 основная подсистема сил и средств пожаротушения включает:
- лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование в составе ФБУ "Авиалесоохрана", ФБУ "Центрлес"; ФБУ "Рослесозащита";
- лаборатории и посты радиационного контроля ФБУ "Рослесозащита".

Следует добавить, что приказом Рослесхоза от 28 мая 2012 года N 218 утверждены Методические указания по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, содержание которых включает:
- задачи Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства;
- порядок приема и учета сообщений от физических и юридических лиц;
- механизм координации региональными диспетчерскими службами работы мероприятий по охране лесов от пожаров;
- конструкции информационно-аналитического обеспечения работ в области охраны лесов (метеоинформация, информация о наличии ресурсов, информация о состоянии действующих лесных пожаров, информация о возможных рисках и пр.);
- условия организации работы Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства;
- порядок организации работы диспетчерских служб лесничеств;
- перечень полномочий руководителя Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства по принятию решений;
- рекомендуемая структура и минимальная численность Региональной диспетчерской службы лесного хозяйства (РДС) при площади земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, на территории субъекта РФ 5 и более млн. га (до 5 млн. га);
- минимальный перечень требуемой информации при получении сообщения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнении РАВ и иных негативных воздействиях, а также очагах вредных организмов на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса, в субъекте РФ; и пр.

2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют порядок размещения органами государственной власти заказов на выполнение работ согласно ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на учреждения, указанные в ч.1 комментируемой статьи);
По этому поводу целесообразно отметить положения приказа Минэкономразвития РФ от 5 июля 2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" согласно которым:
- в случае размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов конкурсная документация или документация об аукционе составляется на основании лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), лесоустроительной документации, результатов лесопатологических и др. обследований;
- размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров);
- в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ;
- в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должны быть положения о:
- местоположении лесных насаждений (лесничества, лесопарка, лесного квартала, лесотаксационного выдела), где планируется вырубка лесных насаждений;
- стоимости (цене) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленной по результатам проведенного конкурса или аукциона;
- плате за заготовку древесины, размер которой определяется согласно ст.76 ЛК РФ на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину;
- размещение заказов на выполнение авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров осуществляется по отдельному лесному участку, отдельному лесничеству (лесопарку) или нескольким лесным участкам, лесничествам (лесопаркам) либо в целом по субъекту РФ и т.д.

3. Содержание ч.3 комментируемой статьи обозначает конструкцию привлечения органами государственной власти добровольных пожарных для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

В данном отношении следует указать, что основы правового регулирования привлечения подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ регламентированы положениями ст.22 ФЗ "О добровольной пожарной охране".

В соответствии с положениями ст.22 ФЗ "О добровольной пожарной охране" определена составная часть организации службы добровольной пожарной охраны, включающая порядок привлечения подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Этот специальный порядок привлечения сил добровольной пожарной охраны, как установлено законодателем, состоит из:
- перечня 3 общих условий привлечения сил добровольной пожарной охраны (о несении службы (дежурства) в составе гарнизона пожарной охраны, в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, который утверждается МЧС РФ);
- особенности выезда территориальных (объектовых) подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района;
- гарантии прав и законных интересов добровольных пожарных, участвующих в тушении пожара (проведении аварийно-спасательных работ);
- порядка координации и руководства тушением пожара с участием сил добровольной пожарной охраны.

Согласно ч.1 ст.22 ФЗ "О добровольной пожарной охране" перечень 3 общих условий привлечения сил добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ включает:
- несение службы (дежурства) сил добровольной пожарной охраны в составе гарнизона пожарной охраны;
- участие сил добровольной пожарной охраны в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ согласно порядку привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны;
- утверждение МЧС России порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны.

В соответствии со ст.22 ФЗ "О пожарной безопасности" и в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ приказом МЧС России от 5 мая 2008 года N 240 утвержден порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, согласно п.2.1.6 которого подразделения ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда также после согласования с руководителями организаций (собственниками).

Требованиями ст.22 ФЗ "О добровольной пожарной охране" также регламентированы гарантии прав и законных интересов добровольных пожарных, участвующих в тушении пожара (проведении аварийно-спасательных работ), которые закрепляют основные полномочия работника добровольной пожарной охраны и добровольного пожарного и позволяют правомерно наносить вред в условиях необходимой обороны и крайней необходимости. Данное общее правило тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ обозначено в ст.22 ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

В порядке ч.4 ст.22 ФЗ "О добровольной пожарной охране" установлен порядок координации и руководства тушением пожара с участием сил добровольной пожарной охраны, который включает обязанности старшего должностного лица подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшего на пожар, координировать тушение пожара, спасение людей и имущества до прибытия подразделений ГПС. При этом руководство тушением пожара осуществляет старшее оперативное должностное лицо ГПС по прибытии на место пожара. В данной связи целесообразно добавить, что в соответствии с общими правилами тушения пожаров ст.22 ФЗ "О пожарной безопасности" непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Остались вопросы по ст 53.8 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 53.8 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.