Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)
Комментарий к статье 53.5 ЛК РФ
1. Правила рассматриваемой статьи регламентируют в системе охраны и защиты лесов порядок ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.
В данном отношении приказом Рослесхоза от 3 ноября 2011 года N 471 утвержден Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (далее по тексту комментируемой статьи - Порядок ограничений), который, в частности, определяет только 3 случая соответствующих ограничений:
- при проведении работ по локализации (ликвидации) очагов вредителей и болезней леса с применением пестицидов;
- при установлении 4 и 5 классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды в случае отсутствия улучшения пожароопасной обстановки в лесах (выпадения осадков более 3 мм) в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий;
- при объявлении ЧС в лесу, возникшей вследствие лесных пожаров.
При этом указанные ограничения могут вводиться на срок до 21 календарного дня с указанием в решении о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах 6 категорий сведений:
- основания для введения ограничений;
- мер, которые вводятся в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;
- месторасположения лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименования участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков), на котором осуществляются ограничения;
- информация о контактных данных специализированной диспетчерской службы для рассмотрения обращений граждан в период введения ограничений;
- информация о порядке осуществления в период действия ограничений работ, которые связаны с обеспечением санитарной безопасности в лесах, пожарной безопасности в лесах, а также с проведением аварийно-спасательных работ;
- срок установленных ограничений.
2. В рамках рассмотрения названного Порядка ограничений целесообразно указать на решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2012 года N АКПИ12-277, в котором отражено, что в п.7 Порядка ограничений перечисляются виды мероприятий, направленных на обеспечение ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ. При этом создание системы контрольно-пропускных пунктов как мероприятие, вводимое в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, направлено на недопущение бесконтрольного прохода и проезда транспортных средств и, следовательно, относится к порядку ограничения пребывания граждан в лесах. Рослесхоз, предусматривая создание системы контрольно-пропускных пунктов, действовал согласно предоставленным полномочиям, поскольку согласно ст.53.5, 81-84 ЛК РФ решение об ограничениях может приниматься органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.
При этом ВС РФ подытожил, что указанное мероприятие в силу п.4 Порядка ограничений допускается временной мерой и не отменяет право заявителя на свободное передвижение и пребывание в лесах.