1. Тушение лесного пожара включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4) ликвидацию лесного пожара;
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
3. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)
Комментарий к статье 53.4 ЛК РФ
1. Нормы комментируемой статьи определяют в системе охраны и защиты лесов механизм тушения лесных пожаров, который устанавливает 3 правовые конструкции:
- исчерпывающий перечень 6 мероприятий непосредственно механизма тушения лесного пожара (обследование лесного пожара, доставку людей и средств тушения, локализацию и ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром с дотушиванием, а также меры по предотвращению возобновления пожара);
- обязанность лиц, использующих леса, немедленно сообщить о лесном пожаре на соответствующем лесном участке в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;
- порядок установления правил тушения лесных пожаров уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Представляется целесообразным указать, что в письме Минсельхоза РФ от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 приводится расширенный перечень 35 документов, регулирующих формирование перечня работ, состава и учета затрат на тушение лесных пожаров.
Правила ч.1 рассматриваемой статьи регламентируют исчерпывающий перечень 6 мероприятий непосредственно механизма тушения лесного пожара (обследование лесного пожара, доставку людей и средств тушения, локализацию и ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром с дотушиванием, а также меры по предотвращению возобновления пожара).
Следует отметить, что в письме Минсельхоза РФ от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 приводится перечень работ по тушению лесных пожаров:
- работы по обследованию очагов лесного пожара (наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров с установлением: вида и интенсивности пожара, его контура и примерной площади; тактических частей пожара (фронта, флангов и тыла), основных характеристик насаждений и типов (видов) горючих материалов; наличия людей на пожаре; наиболее опасного направления распространения пожара и пр.);
- организационно-технические мероприятия (меры по доставке людей и средств к месту тушения, по обеспечению связи между всеми группами участников тушения, по организации питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении; по определению технических способов и тактических приемов ликвидации пожара; и пр.);
- работы по локализации очага лесного пожара (посредством остановки распространения кромки пожара; непосредственно локализации пожара; дотушиванием очагов горения внутри пожарища);
- мероприятия по определению необходимого количества сил и технических средств для тушения;
- мероприятия по окарауливанию локализованного лесного пожара и ликвидации пожара, включающие непрерывный или периодический осмотр пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании (после окончания окарауливания пожар считается ликвидированным).
2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют обязанность лиц, использующих леса, немедленно сообщить о лесном пожаре на соответствующем лесном участке в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Приказом Рослесхоза от 29 мая 2012 года N 226 утверждено Положение о "Прямой линии лесной охраны". Функционирование "Прямой линии лесной охраны" (8-800-100-94-00) осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ЛК РФ, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года N 687 "Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах".
Положение о "Прямой линии лесной охраны" определяет основные принципы функционирования и порядок работы "Прямой линии лесной охраны" по обеспечению приема, предварительной обработки и переадресации обращений (сообщений) по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнении (радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а также очагах вредных организмов для дальнейшего принятия мер.
3. Содержание ч.3 комментируемой статьи обозначает порядок установления правил тушения лесных пожаров уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. комментарий выше).
В рамках рассмотрения комментируемой статьи целесообразно указать на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по делу N А33-5876/2012, в котором отражено, что "выполнение работ по тушению лесного пожара может считаться надлежащим исключительно при условии выполнения всех технологических стадий". При этом, факт сдачи-приемки работ по тушению конкретного лесного пожара в рамках государственного контракта подтверждает надлежащее выполнение соответствующих работ для государственных нужд, включая все вышеназванные процессы. В том числе, вывод об отсутствии (ликвидации) лесного пожара и отсутствии необходимости осуществлять какие-либо мероприятия по дотушиванию пожара, может основываться на совокупности представленных доказательств:
- протокола о лесном пожаре;
- акта сдачи-приемки работ по тушению лесного пожара;
- Ведомости лесных пожаров, возникших за определенный период пожароопасного сезона;
- документа о факте выпадения осадков, в том числе в зоне действия пожара;
- бортового журнала летчика-наблюдателя и пр.