1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия.
2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ)
Комментарий к статье 53.3 ЛК РФ
1. Комментируемая статья вводит в систему охраны и защиты лесов перечень 5 основных требований к планам тушения лесных пожаров, включающий:
- расширенный перечень 5 основных разделов планов тушения лесных пожаров, которые разрабатываются органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в ст.81-83 ЛК РФ;
- условие согласования плана тушения лесных пожаров с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (МВД и МЧС России), если он предусматривает привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;
- порядок утверждения высшим должностным лицом субъекта РФ и согласования сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- полномочие Правительства РФ на установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, а также порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ;
- обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Рослесхоза) разрабатывать на основании планов тушения лесных пожаров межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Положения ч.1 комментируемой статьи определяют расширенный перечень 5 основных разделов планов тушения лесных пожаров, которые разрабатываются органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в ст.81-83 ЛК РФ. Указанные разделы отражены в постановлениях Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 377 и от 18 мая 2011 года N 378.
При этом план тушения разрабатывается по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 377.
2. Нормы ч.2 комментируемой статьи определяют условие согласования плана тушения лесных пожаров с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (МВД и МЧС России), если он предусматривает привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.
Кроме того, в п.9 и 10 постановления Правительства РФ от 17 мая 2011 года N 377 определено, что, если в плане обозначено привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами МЧС РФ и др. федеральными органами исполнительной власти, чьи подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований могут быть привлечены к тушению лесных пожаров. При этом план после его утверждения в 2-недельный срок направляется соответствующими органами на бумажных и электронных носителях:
- в Рослесхоз;
- высшему должностному лицу соответствующего субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ);
- руководителю муниципального образования, на территории которого находится лесничество (лесопарк).
3. Содержание ч.3 комментируемой статьи обозначает порядок утверждения высшим должностным лицом субъекта РФ и согласования сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В связи с этим в нормах п.7-11 постановления Правительства РФ от 18 мая 2011 года N 378 определяется:
- направление проекта сводного плана ежегодно, до 20 февраля, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в Рослесхоз на согласование;
- обязанность рассмотрения Федеральным агентством лесного хозяйства в течение 14 дней со дня поступления проекта сводного плана и принятие решение о его согласовании или направлении мотивированного отказа в согласовании;
- исчерпывающий перечень 2 оснований для отказа в согласовании сводного плана (отсутствие в проекте сводного плана обозначенных сведений, несоответствие сведений, указанных в проекте сводного плана, сведениям, содержащимся в планах тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории соответствующего субъекта РФ);
- порядок повторного согласования;
- определение срока утверждения сводного плана ежегодно, до 20 марта, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по согласованию с Рослесхозом.
4. Правила ч.4 рассматриваемой статьи регламентируют полномочие Правительства РФ на установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, а также порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ.
В данном отношении следует указать, что планы тушения лесных пожаров разрабатываются и утверждаются:
- органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов РФ;
- уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ согласно ч.1 ст.83 ЛК РФ;
- Рослесхозом - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов РФ согласно ч.2 ст.83 ЛК РФ, и (или) в случаях, если соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ;
- Министерством природных ресурсов и экологии РФ - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности.
Таким образом, в зависимости от правового режима земель, на которых расположены леса, различаются 5 категорий субъектов власти, отвечающих за разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
5. Положения ч.5 комментируемой статьи определяют обязанность Рослесхоза разрабатывать на основании планов тушения лесных пожаров межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
В данном отношении следует указать, что текстовая часть сводного плана устанавливает в числе прочих перечень лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, которые подлежат включению в межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Наряду с особенностями Межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования (утв. приказом Рослесхоза от 30 марта 2012 года N 118) следует указать на приказ Рослесхоза от 28 января 2013 года N 14, в котором также отражены соответствующие правовые конструкции, например, в п.5 этого приказа управлению финансов, бюджетной политики и администрирования платежей предписано:
- обеспечить своевременное финансирование мероприятий по подготовке и проведению комплекса мер по охране лесов от пожаров в субъектах РФ;
- по решениям Оперативного штаба по охране лесов от пожаров Рослесхоза обеспечивать выделение средств из нераспределенного резерва субвенций на предупреждение и ликвидацию ЧС, вызванной лесными пожарами, при недостаточности средств на тушение лесных пожаров с учетом привлечения средств региональных бюджетов и соблюдения условий порядка по межрегиональному маневрированию лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования и пр.