Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

1. Лесное законодательство регулирует лесные отношения.

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ.

Комментарий к статье 3 Лесного Кодекса РФ

Под лесными отношениями в ст. 5 ЛК РФ 1997 г. понимались отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, в том числе не покрытых лесной растительностью. В действующем ЛК РФ определение лесных отношений отсутствует.

Отсутствует также обычная для головных федеральных законов норма о недопустимости противоречия других нормативных правовых актов в части регулирования лесных отношений настоящему ЛК РФ. Можно полагать это само собою разумеющимся.

Исходя из смысла ст. ст. 5 - 7 ЛК РФ объектами лесных отношений можно считать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, и права пользования ими.

В комментируемой статье закреплен принцип приоритета регулирования лесным законодательством отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - основного предмета лесного законодательства.

Такой подход к разграничению сфер действия лесного и гражданского, земельного, административного законодательства (других, более "публичных" отраслей российского законодательства) вытекает не только из норм настоящего Кодекса, но и из норм соответствующих отраслей и содержащихся в них актов.

Например, согласно ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. К комментируемой статье ЛК РФ непосредственное отношение имеет и ее положения подтверждает и ст. 129 ГК РФ - "земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах".

Таким образом, нормы других отраслей законодательства корреспондируют с положениями ЛК РФ о его приоритетности в регулировании лесных отношений.

Другой комментарий к статье 3 ЛК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи прямо подчеркивает, что предметом регулирования лесного законодательства являются лесные отношения. Только вот определение этим лесным отношениям законодатель не дает. В старой редакции Лесного кодекса было определено, что лесные отношения - это отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, земель лесного фонда. Исключение такого определения может породить много дискуссий, поскольку размежевание смежных отраслей права и законодательства - вопрос очень сложный. А вот не разграничивать их нельзя, поскольку могут отличаться предметы ведения и т.д. Например, если гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ, а лесное - законодательство в совместном, то могут возникнуть вопросы относительно компетенции государственных органов, принимающих соответствующий нормативный акт. Массив статей, посвященный порядку проведения аукциона по продаже лесных участков, явно находится на стыке гражданского и лесного законодательства. А поскольку законодатель не определил, что же входит в понятие лесных отношений, ставится под сомнение возможность правотворчества субъектов РФ в данном вопросе. Или, например, в п. 6 ст. 75 Кодекса, что исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ. Сразу возникает сомнение, а не внедряется ли в данном случае субъект РФ в гражданское законодательство при реализации данного пункта и т.д.

"Любая отрасль права, любое законодательство состоит из совокупности норм права, регулирующих те или иные общественные отношения. Поскольку изолированным образом общественные отношения не существуют, то и нормы законодательства, их регламентирующие, имеют особенность дополнять друг друга.

Вопрос соотношения смежных отраслей права сложен. Так, лес обладает лесной растительностью, являющейся средой обитания животного мира. В лесу не исключено наличие полезных ископаемых, водных объектов. Таким образом, мы видим прямую необходимость размежевания норм лесного законодательства, земельного законодательства, водного законодательства, законодательства о животном мире, о недрах, об охране окружающей среды, гражданского законодательства и др." <1>.

--------------------------------
<1> Семьянова А.Ю. Указ. соч. С. 18.

Один из практических вопросов связан с оборотоспособностью природных объектов, т.е. способностью их свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Понятие оборотоспособности закреплено в ст. 129 Гражданского кодекса РФ. В пункте 2 комментируемой статьи сделан акцент на том, что оборот лесных участков регулируется гражданским, земельным и лесным законодательством. Причем приоритет в данном вопросе остается за настоящим Кодексом. Не совсем понятно, о каких "других" федеральных законах как приоритетных говорит законодатель.

Остались вопросы по ст 3 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 3 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.