Статья 4. Участники лесных отношений

1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Комментарий к статье 4 Лесного Кодекса РФ

Положения этой статьи ЛК РФ в значительной мере опираются на конституционные нормы, в частности о местном самоуправлении. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление - в пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется гражданами, которые участвуют в лесных отношениях путем референдумов, выборов, других форм принятого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом (в том числе и прежде всего ЛК РФ), отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна государству согласно ст. 132 Конституции РФ (см. ст. ст. 83, 84 ЛК РФ и ст. ст. 27, 37 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ним).

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ). Органы местного самоуправления представляют и защищают интересы населения, для которого леса нередко являются средой обитания, средством удовлетворения рекреационных, имущественных и иных жизненно важных запросов.

Органы местного самоуправления наделяются также компетенцией конституциями республик, уставами других субъектов Федерации, на основании которых принимаются законы о местном самоуправлении, о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления, о компетенции органов местного самоуправления, которыми органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия и необходимые для их реализации некоторые материальные и финансовые средства <1>.

--------------------------------
<1> Подробнее см.: Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г. Правовая основа экологической деятельности в городе. М.: Союз российских городов, 1995.

В комментируемой статье в общем виде определен круг субъектов - участников лесных правоотношений, т.е. общественных отношений, складывающихся в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Российская Федерация и ее субъекты, как и муниципальные образования, могут выступать в лесных отношениях в двух качествах:

- как регуляторы лесных правоотношений в отношении лесов, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их акты имеют властный, т.е. государственно-правовой, публичный и административный характер;

- как собственники лесов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, в этом случае на равных началах с иными участниками лесных отношений - гражданами и юридическими лицами.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению и от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как собственники лесов отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК РФ). Из этого принципиального положения в ГК РФ делается вывод - "обращение взыскания на природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом". Созданные РФ, субъектами Федерации или муниципальными образованиями юридические лица, согласно той же статье Гражданского кодекса РФ, не отвечают по обязательствам своих создателей, а создатели не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (кроме случаев, предусмотренных законом).

Особенности ответственности РФ и ее субъектов в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законами об иммунитете государства и его собственности.

Немаловажным является то, кого можно понимать под гражданами и юридическими лицами. Гражданский кодекс РФ раскрывает содержание понятия граждан (физических лиц):

- правоспособность (возникает с момента рождения и прекращается смертью, означает право иметь имущественные и личные неимущественные права, заниматься предпринимательством и любой иной не запрещенной законом деятельностью и т.п.);

- имя и место жительства;

- дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста либо ранее, в том числе со времени вступления в брак);

- недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом;

- предпринимательская деятельность, имущественная ответственность гражданина, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

С учетом изложенного и норм Лесного кодекса РФ можно говорить о "лесной" правоспособности и дееспособности граждан.

Заслуживает внимания понятие юридического лица: оно упоминается в комментируемой и иных статьях ЛК РФ и расшифровывается в ст. 48 ГК РФ, так как определяющим для характеристики юридического лица является участие в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях.

Другой комментарий к статье 4 ЛК РФ

Круг участников лесных отношений по сравнению с ранее действовавшим Лесным кодексом РФ 1997 г. не изменился, ими по-прежнему являются сама Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Законодатель не называет участниками лесных отношений исключительно граждан РФ.

См. также комментарий к ст. 1 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 4 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 4 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.