1. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.Положения части 2 статьи 99 настоящего Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 9 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 12-П. ____________________________________________________________________
Комментарий к статье 99 Лесного Кодекса РФ
Административная ответственность за нарушение лесного и связанного с ним законодательства предусматривается в нескольких главах и статьях КоАП РФ.
В главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения:
- самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
- уничтожение специальных знаков (наложение административного штрафа за уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков) (ст. 7.2);
- самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и т.д. (ст. 7.9);
- самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10);
- пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11).
В главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения:
- нарушение правил обращения с пестицидами и ядохимикатами (ст. 8.3);
- нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);
- сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
- порчу земель (ст. 8.6);
- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах водных объектов) (ст. 8.12);
- нарушение правил охраны водных объектов (осуществление молевого сплава древесины) (ст. 8.13);
- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);
- нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);
- самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);
- нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);
- незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);
- уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);
- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);
- нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);
- нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35);
- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);
- нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др. (ст. 8.39).
В главе 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель" КоАП РФ предусматриваются санкции за:
- нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1);
- нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6);
- проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9);
- нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения; повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения) (ст. 10.10).
В главе 11 "Административные правонарушения на транспорте" КоАП РФ предусматриваются наказания за:
- действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте (нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней) (ст. 11.6);
- нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (ст. 11.21) (см. ст. 34 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ней).
В связи с тем что заготовка древесины, живицы, сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых и лекарственных растений (не для собственных нужд), ведение охотничьего хозяйства, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины представляют собой предпринимательскую деятельность, к нарушениям, соответствующим ст. ст. 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42 и 46 ЛК РФ, может применяться глава 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП РФ.
В связи с нарушениями требований главы 12 "Государственный лесной контроль и надзор" ЛК РФ может применяться глава 19 "Административные правонарушения против порядка управления" КоАП РФ, в которой предусматриваются санкции за:
- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);
- нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9);
- несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).
В новой редакции ст. 23.24 КоАП РФ предусматриваются органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а в п. 32 ч. 2 ст. 28.3 - должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих лесных административных правонарушениях.
Виды административных наказаний предусматриваются в главе 3, а их конкретные размеры - в санкциях приведенных выше статей КоАП РФ. Общей статистики привлечения к административной ответственности не ведется, а борьба с административными лесными правонарушениями зависит от состояния государственной лесной охраны, уровня подготовки и профессионализма соответствующих должностных лиц, судебной и административной практики <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2005.
Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривается в главе 26 "Экологические преступления" УК РФ. Имеющими непосредственное отношение к нарушениям лесного законодательства могут считаться следующие преступления:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
- порча земли (ст. 254);
- незаконная охота (ст. 258);
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
В абзаце первом ст. 257 "Нарушение правил охраны рыбных запасов" УК РФ перечисляются деяния, повлекшие массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, в частности производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины, других лесных ресурсов и т.п.
Ключевыми нормами, влекущими уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства, являются ст. 260 и ст. 261 УК РФ.
Новая редакция ст. 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" и ст. 261 "Уничтожение или повреждение лесных насаждений" УК РФ устанавливается в ст. 20 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В имеющем важное значение примечании к ст. 260 УК РФ предусматриваются используемые в статье понятия "значительный размер", "крупный размер", "особо крупный размер" ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. Уголовное наказание дифференцируется в зависимости от этих размеров ущерба.
Терминология указанных статей и норм УК РФ приведена в соответствие с терминологией о лесных насаждениях, предусмотренной в ч. 2 ст. 3, ст. ст. 16 - 18, ч. 2 ст. 24, ст. ст. 75 - 80 ЛК РФ. Под лесными насаждениями согласно ч. 1 ст. 16 ЛК РФ можно понимать деревья, кустарники, лианы в лесах <1>.
--------------------------------
<1> См. также: Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998.
Число лесных преступлений не уменьшается, хотя в этой области велика их латентность (скрытость). Так, если ежегодно число лесных пожаров насчитывают десятками тысяч и более 80 процентов их происходит по вине человека, то соответствующих преступлений регистрируется и уголовных дел возбуждается несколько сотен, а число осужденных не превышает сотни человек.
По данным Всемирного фонда охраны дикой природы увеличивается самовольный захват лесных участков и объем незаконных рубок, который достигает 30, а в некоторых регионах 50 процентов от всех рубок.
Борьба с лесными преступлениями усиливается. В ряде "лесных" субъектов Федерации в составе УВД созданы отделы по борьбе с экономическими преступлениями в лесопромышленном комплексе, пропуск автотранспорта с особо ценной древесиной осуществляется контрольно-пропускными пунктами только при наличии сертификата с голографической защитой на вывозимую продукцию, ежедекадно номера сертификатов с указанием лесхоза и лесопользователя направляются в вышеуказанные отделы.
Законодатель неоднократно усиливал в УК РФ наказания, предусмотренные за лесные преступления. Однако увеличение санкций в УК РФ не приводит к ужесточению судебной практики и к заметному усилению борьбы с браконьерством в лесу, наведению правопорядка.
За трудовые проступки - лесные правонарушения, т.е. нарушения требований трудового законодательства и трудового договора между работодателем и работником, наступает дисциплинарная ответственность, предусмотренная в ТК РФ, правилах внутреннего трудового распорядка, уставах, локальных актах, коллективных и индивидуальных трудовых договорах <1>.
--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2007.
Гражданско-правовая ответственность предусматривается в ст. 100 ЛК РФ и в ГК РФ.
В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается общее правило устранения выявленных нарушений. Оно устанавливается в ч. 1 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 78 того же Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с ч. 3 той же статьи иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Другой комментарий к статье 99 ЛК РФ
По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).
Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.
Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.
1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.
2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.
3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.
4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.
5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.
Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.