Статья 67. Общие положения о проведении лесоустройства

1. Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

2. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 67 Лесного Кодекса РФ

Комментируемый Кодекс впервые предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса).

Действующая Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России была утверждена Приказом Рослесхоза в 1994 г. <1>. Многими авторами отмечается, что еще до принятия нового Лесного кодекса она уже не удовлетворяла потребностям проведения лесоустройства.

--------------------------------
<1> Российские вести. 1995. N 139.

Поскольку, как отмечалось выше, расширился круг объектов лесоустройства, надо полагать, что и инструкция будет в значительной мере изменена или принята новая.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 <1> Правила проведения лесоустройства ситуацию не изменили, поскольку вопрос об их соотношении с Инструкцией 1994 года не решен.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3182.

Такая инструкция должна будет отразить два направления деятельности лесоустроительных предприятий:

1) деятельность предприятия как части государственной системы управления лесами, ответственной за сбор и достоверность информации о лесах, участвующей в разработке национальной лесной политики, государственных программ использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сводных проектов организации и развития лесного хозяйства в федеральных округах, субъектах РФ, лесоустроительных проектов для территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства;

2) лесоучетные и лесопроектные работы по обслуживанию лесопользователей. Эти работы могут вестись и иными (в том числе частными) лесоучетными организациями, которые не являются ответственными за государственные потоки лесоучетной информации <1>.

--------------------------------
<1> См.: Кулясова А.А., Тысячнюк М.С. Проблемы лесных отношений в России: глобальный, региональный и локальный контекст // www.forest.ru.

Целью лесоустройства является разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

Основными задачами лесоустройства являются:

- получение достоверной и разносторонней информации о лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонда;

- создание и систематическое обновление информационной базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам, обеспечивающей ведение государственного лесного кадастра, государственного учета лесного фонда, осуществление лесного мониторинга, составление документации на участки лесного фонда, передаваемые в аренду;

- осуществление внутрихозяйственной организации лесного фонда России;

- составление документов по инвентаризации и учету лесов, лесных карт;

- определение научно обоснованных размеров и пространственного размещения неистощительного и рационального пользования различными ресурсами леса, мероприятий по воспроизводству, выращиванию, охране и защите лесов, а также иным видам лесохозяйственной деятельности;

- контроль за реализацией проектов организации и развития лесного хозяйства;

- контроль лесопользования, качества выполненных лесохозяйственных мероприятий.

Подготовительные работы проводятся в год, предшествующий полевым лесоустроительным работам, в целях решения организационно-технических вопросов, производства некоторых натурных работ, необходимых для своевременного, ритмичного и качественного их выполнения, сбора основных сведений и подготовки нормативной базы по объекту лесоустройства.

Проведение подготовительных работ в год полевых работ до их начала в сокращенном объеме допускается только с разрешения государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Задачи подготовительных работ:

- определение существующих границ устраиваемого объекта, его административно-хозяйственных единиц и подготовка при необходимости предложений по их изменению;

- обеспечение объекта лесоустройства материалами аэрофотосъемки, топокартами, их изучение и предварительная обработка для получения актуальной информации об особенностях и состоянии лесного фонда. Проверка соответствия масштаба и года съемки технологии и разряду предстоящего лесоустройства, решение по согласованию с заказчиком или с государственным органом управления лесным хозяйством в субъекте Федерации вопросов использования материалов аэрофотосъемки, по каким-либо параметрам не соответствующих требованиям к ним;

- сбор таксационных, геодезических и планово-картографических материалов прежнего лесоустройства, оценка их полноты, состояния и возможности использования. Выявление наличия материалов по другим видам изыскательских и проектных работ, которые могут быть использованы для организации территории лесного фонда и лесоустроительного проектирования;

- распределение территории объекта по разрядам лесоустройства и методам таксации;

- составление проекта квартальной и визирной сети или его корректировка;

- выявление объемов прорубки, прочистки просек, граничных линий и визиров. Контроль за выполнением заказчиком работ по расчистке просек и граничных линий, постановке квартальных и граничных столбов; прорубка магистральных ходов в объектах, где устройство проводится впервые, в пределах выделенных на указанные работы средств;

- подбор лесотаксационных нормативов, их анализ на пригодность, определение необходимости разработки новых или недостающих нормативов;

- сбор сведений по объемам и размещению выполненных со времени предыдущего лесоустройства лесохозяйственных работ, о санитарном состоянии лесов (с установлением необходимости проведения специального лесопатологического обследования), источниках отрицательных воздействий на лесную среду и ее экологию. Выявление зон концентрации рубок главного и промежуточного пользования лесом, наличия схем транспортного освоения, планов рубки леса. Сбор сведений по лесному хозяйству и лесопользованию производится за ревизионный период или последние 2 - 3 года в соответствии с программой объяснительной записки проекта ведения лесного хозяйства;

- сбор сведений об участках лесного фонда, переданных или заявленных для передачи в долгосрочное пользование (аренду), об участках, отнесенных в категорию особо защитных и исключенных из этой категории за ревизионный период; проверяется обоснованность этих действий;

- проведение по отдельным заданиям и за счет специального финансирования почвенно-типологических и иных обследований;

- составление сметы и проекта наряд-задания на лесоустройство.

Планово-картографические, таксационные и лесоучетные материалы, отчетная и техническая документация, имеющиеся у лесовладельца, предоставляются лесоустроительным организациям по их требованию.

Лесоустроители также имеют право на безвозмездное получение по требованию геодезических данных по землепользованиям и землевладениям, граничащим с землями лесного фонда, в местных органах по земельным ресурсам и землеустройству.

Главными целями непрерывного лесоустройства являются:

- обеспечение высокой эффективности ведения лесного хозяйства и организация рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом;

- наиболее полная реализация проектов ведения лесного хозяйства, составленных по материалам базового лесоустройства с учетом прогнозируемых и непредсказуемых изменений в лесном фонде, происходящих в течение ревизионного периода;

- нахождение оптимальных решений по очередности, организации и размещению всех видов лесных пользований, лесохозяйственных мероприятий при текущем планировании и обеспечение гибкого и оперативного управления всеми производственными звеньями лесхоза;

- постоянный контроль за состоянием лесов и использованием лесных ресурсов с соблюдением лесоводственных и природоохранных требований, проведение оперативных мер по устранению выявленных недостатков и предотвращению нежелательных тенденций в динамике лесного фонда, экологической обстановке;

- информационное обеспечение лесного мониторинга.

В соответствии с поставленными целями при непрерывном лесоустройстве ежегодно решаются следующие комплексы задач:

- поддержка интегрированного банка данных по лесному фонду, лесопользованию и лесохозяйственной деятельности в актуализированном состоянии по данным текущих инвентаризаций;

- ведение документации лесного кадастра, государственного учета лесов, учета и отчетности по лесному хозяйству с информационным обслуживанием специалистов лесхоза и заинтересованных пользователей;

- текущее (ежегодное) планирование лесопользования и лесохозяйственной деятельности;

- текущий оперативный контроль за лесопользованием и проведением лесохозяйственных мероприятий.

Комплекс задач по перспективному планированию лесопользования и лесохозяйственной деятельности решается при базовом лесоустройстве и при необходимости - между базовыми лесоустройствами.

Все комплексы задач непрерывного лесоустройства решаются на основе функционирования интегрированного банка данных, программные средства которого определяются специальным технорабочим проектом. В состав этого проекта включаются также комплексы прикладных программ, решающих конкретные задачи учета лесного фонда, текущего планирования, контроля и т.д.

Комплексы задач по текущему планированию, учету лесного фонда, оперативному контролю за лесопользованием и лесохозяйственной деятельностью, их учету и отчетности решаются с непосредственным участием специалистов лесхозов и лесничих.

Другой комментарий к статье 67 ЛК РФ

В отличие от прежней редакции Лесного кодекса РФ новый Лесной кодекс РФ дает исчерпывающий перечень лесоустроительных действий и мероприятий, осуществляемых при лесоустройстве. Федеральная служба лесного хозяйства России издала Приказ от 15 декабря 1994 г. N 265 "Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России", согласно которой основным методом лесоустройства является метод классов возраста, а в лесах с особо высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства - участковый метод.

Метод классов возраста заключается в образовании хозяйств, хозяйственных секций, состоящих из однородных по составу и производительности совокупностей насаждений и не покрытых лесом земель, хотя территориально и разобщенных, но объединяемых единым возрастом и способом рубки леса. Все лесоустроительные расчеты при этом методе осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов насаждений по классам возраста. Первичной учетной единицей при лесоустройстве по методу классов возраста является таксационный выдел, а первичной расчетной единицей - хозяйственная секция.

Участковый метод лесоустройства заключается в образовании постоянных хозяйственных участков, представляющих собой один или совокупность таксационных выделов, которые, хотя и могут отличаться по таксационной характеристике насаждений, территориально объединены общностью типа лесорастительных условий, целью лесовыращивания и соответствующей ей направленностью комплекса проектируемых лесохозяйственных мероприятий. Участковый метод лесоустройства применяется там, где имеется необходимость и практическая возможность индивидуального подхода к осуществлению лесохозяйственных и иных мероприятий по каждому образованному постоянному хозяйственному участку. Для проведения лесоустройства по участковому методу требуется выполнение до начала лесоустроительных работ специального почвенно-технологического обследования с составлением почвенной карты, а также схемы типов лесорастительных условий и групп типов леса. Размеры пользования лесом, ухода за лесом, лесовосстановительных и других мероприятий при участковом методе лесоустройства определяются путем суммирования их объемов, назначенных при таксации леса по каждому постоянному хозяйственному участку, который является первичной расчетно-хозяйственной единицей.

Первичной учетной единицей при участковом методе лесоустройства также является таксационный выдел. Выдел - это первичная учетная единица, отличающаяся по таксационной характеристике от соседних участков леса. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, Федеральное агентство лесного хозяйства организует проведение лесоустройства. Комментируемая статья устанавливает, что сам порядок проведения лесоустройства должен определяться Правительством РФ. С принятием указанного Постановления вышеперечисленные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с ним или утратить силу.

Объекты лесоустройства - это земли лесного фонда и части земель лесного фонда (лесной участок, т.е. земельный участок земель лесного фонда, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке) и леса на землях других категорий земель, установленных земельным законодательством.

При ведении лесного хозяйства и лесопользовании проведение лесоустройства является обязательным. Ведение лесного хозяйства и лесопользование по истечение срока действия лесоустроительной документации запрещается. Наука экологического права выделяет такие виды пользования природными ресурсами и объектами, как общее природопользование и специальное природопользование. Первое не требует получения каких-либо специальных разрешительных документов в отличие от второго. Комментируемая статья не конкретизирует, зависит ли обязательность проведения лесоустройства от того, какое лесопользование осуществляется.

К лесоустроительной документации относятся: лесоустроительные проекты лесничества и лесного участка, таксационные описания и комплект таблиц, документы государственного учета лесов по состоянию на год проведения лесоустройства, комплект лесных карт земель лесного фонда. "При топографо-геодезических работах, связанных с получением планово-картографических материалов, совмещенных баз данных таксационных геоинформационных систем, лесоустройство использует научные положения дисциплин: геодезия и топографическое черчение, аэрокосмические методы в лесном хозяйстве.

За последний период значительно возросло в лесоустройстве значение дисциплин, связанных с новой информационной технологией в лесном хозяйстве, таких как информатика, математические методы в лесном хозяйстве, автоматизированные методы в лесном хозяйстве. Достижения этих наук широко используются в автоматизированном проектировании как отдельных лесохозяйственных мероприятий, так и при многовариантном планировании всего лесохозяйственного производства на ЭВМ на долгосрочный период (ОАСУ-лесхоз), в создании и внедрении в лесное хозяйство и лесоустройство новых геоинформационных систем организации производства (ГИС-технологии). Средствами автоматизированной системы лесного картографирования (АСЛК) составляются при лесоустройстве цифровые лесные карты (ЦЛК) в заданном масштабе, формируются совмещенные повыдельные банки данных таксационной и картографической характеристик участков леса на ЭВМ и др.

Основным документом, в котором дается детальная таксационная и хозяйственная характеристика каждого выдела лесного фонда лесхоза, является таксационное описание.

В камеральный период лесоустройством составляются также планово-картографические материалы по устраиваемому объекту согласно требованиям Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт (1987).

Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе. В настоящее время он создается средствами автоматизированной системы лесного картографирования как цифровая лесная карта. Полная таксационная характеристика выделов может быть получена при совмещении картографической и повыдельной таксационной баз данных. На этом свойстве основываются современные ГИС-технологии в лесоустройстве и лесном хозяйстве.

Другие лесные карты (план лесонасаждений, карты-схемы лесхоза по породам, противопожарных мероприятий, арендуемых земель и др.) составляются способом монтажа уменьшенных фотокопий планшетов или же автоматизированным способом.

Виды лесных компьютерных карт на твердых носителях:

планшетный лесоустроительный,

планы лесничества (окрашенные по породам, тематические, по обходам),

карты-схемы лесохозяйственного предприятия (окрашенные по породам, тематические, противопожарных мероприятий),

карты лесов субъектов РФ" <1>.

--------------------------------
<1> Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Указ. соч. С. 15 - 17.

Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 19 октября 1982 г. N 148 была утверждена Инструкция о порядке ведения государственного учета лесов. В соответствии с ней государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение количественного и качественного состояния лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Сведения об изменениях, происшедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства, на основании соответствующих актов натурного освидетельствования.

Документация государственного учета лесов по всему единому государственному лесному фонду обновляется, как правило, один раз в пять лет. В состав документации государственного учета лесов входит информация о количественном и качественном состоянии лесов, ведущаяся по формам:

форма N 1 - "Распределение государственного лесного фонда по категориям земель, группам и категориям защитности лесов";

форма N 2 - "Распределение лесов по преобладающим породам и группам возраста";

форма N 3 - "Общие сведения о лесном фонде";

форма N 4 - "Сведения о колхозных лесах".

На предприятиях, в учреждениях и организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, документация государственного учета лесов должна состоять из следующих материалов:

материалов лесоустройства о количественном и качественном состоянии лесов, а по лесам, где лесоустройство не проведено, - данных инвентаризации, аэротаксационных и других обследований;

книг государственного учета лесов, в которых ежегодно отражаются все изменения, происшедшие в структуре государственного лесного фонда;

материалов единовременных периодических государственных учетов лесов.

В соответствии с Инструкцией о порядке ведения государственного лесного кадастра, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 24 января 1985 г. N 1, государственный лесной кадастр ведется на основе материалов лесоустройства, а по лесам, где лесоустройство не проведено, - на основе материалов инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов. Сведения об изменениях, происшедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства, на основании соответствующих актов натурного освидетельствования. В состав документации государственного лесного кадастра входят: таксационные описания, лесокадастровая книга лесов, документация единовременных периодических государственных учетов лесов.

Остались вопросы по ст 67 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 67 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.