Статья 55. Санитарная безопасность в лесах

1. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
2) лесопатологические обследования и государственный лесопатологический мониторинг;(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
5) установление санитарных требований к использованию лесов.

2. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

3. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 55 Лесного Кодекса РФ

В целях защиты лесов от вредных организмов и их санитарной безопасности проводится прежде всего лесозащитное районирование лесов. Это специальный вид районирования лесов, при котором определяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В отличие от названного районирования при общем (лесорастительном) районировании лесов, предусмотренном ст. 15 ЛК РФ, определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками. Если лесозащитное районирование предназначено для обеспечения своевременных и эффективных мероприятий по защите лесов от вредных организмов в целях санитарной безопасности в лесах, то лесорастительное районирование необходимо для определения условий и порядка оптимальной эксплуатации лесов с учетом природно-климатических характеристик лесного района.

Для проведения лесозащитного районирования и установления на основе его лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляются плановые и экстренные лесопатологические обследования, а также лесопатологический мониторинг в соответствии со ст. 56 ЛК РФ.

Кроме названных организационно-хозяйственных мероприятий, ст. 55 ЛК РФ требует проведения определенных (оперативных) работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах. Наиболее эффективными из них являются опрыскивание с воздуха агрохимикатами очагов вредных организмов. Проводятся также наземные работы по локализации и ликвидации очагов заражения лесов (вырубка больных древостоев, расчистка зараженных участков леса, устройство ловушек для насекомых - вредителей леса и т.п.).

Планы освоения лесов и лесохозяйственные регламенты, для каких бы целей ни использовались леса, должны предусматривать санитарно-оздоровительные мероприятия. Это повседневная работа владельцев и пользователей лесов (арендаторов, фермеров, собственников леса, лесопользователей на правах сервитутов и др.) по очистке леса от захламленности, загрязнения, вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.

Если, например, арендатор не будет проводить санитарно-оздоровительные мероприятия на участке леса, предоставленном ему в пользование, договор аренды может быть досрочно расторгнут.

Министерством природных ресурсов РФ утверждены Санитарные правила в лесах Российской Федерации (Приказ от 27 декабря 2005 г. N 350). Согласно этому Приказу юридические и физические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

- выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;

- сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

- очистку леса от захламленности;

- другие необходимые меры защиты растущего леса.

Защиту находящихся в лесу лесоматериалов осуществляет их заготовитель.

Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга.

Сроки и технологию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) красные книги субъектов Федерации.

Для видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, допускается вырубка только по их санитарному состоянию. При назначении и отводе в рубку видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, должны присутствовать представители федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.

Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме заготовки древесины при рубках промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме заготовки древесины при прочих рубках.

Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством при проведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием для планирования (на первые три года ревизионного периода) этих работ федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Федерации в пределах их компетенции.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.

На основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляются планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий, включающие в себя участки, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий. Планы-корректировки составляются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Федерации в пределах их компетенции ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, наличия вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.

В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита от заселения вредителями и поражения болезнями.

Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.

Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве (на срок, не превышающий первых трех лет ревизионного периода) на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.

Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов. После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.

Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими своих целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Федерации в пределах их компетенции.

Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, в состав которой включаются в обязательном порядке главный лесничий, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости - и другие специалисты. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

Разрешение на сплошные санитарные рубки выдается на основании следующих документов:

- акта проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

- сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки;

- сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений;

- выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

Разрешение на сплошные санитарные рубки, назначенные лесоустройством или при проведении специализированных лесопатологических обследований, выдается на основании следующих документов:

- сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки;

- сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений;

- выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

Орган, выдающий разрешение на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

На заповедных лесных участках, в особо ценных лесных массивах, ООПТ, на особо защитных лесных участках сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях. Проведение сплошных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической.

В лесопарковой части зеленых зон, 1 - 2-й зон округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев.

В парковых и лесопарковых лесах, где возможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются.

В насаждениях 1 - 2-го поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и т.д., наличия массового текущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вредителей.

Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественным возобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу РФ, и требованиями сохранения биологического разнообразия лесов.

Очистка насаждений от захламленности проводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями (рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными и прочими рубками). Как самостоятельное мероприятие ее планируют и проводят в местах группового вывала леса, образования ветровала, бурелома, снеговала и снеголома при наличии экономической целесообразности. В первую очередь разрабатывают участки свежего валежа, где имеется опасность возникновения очагов стволовых вредителей.

В лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах очистка от захламленности проводится регулярно при наличии буреломных, ветровальных, снеголомных и снеговальных деревьев в эстетических, санитарно-оздоровительных, противопожарных целях и в целях безопасности посетителей.

Очистка от захламленности не проводится в лесах на территории ООПТ, где сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины способствует или является необходимым для выполнения целевых функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

Очистка от захламленности разрешается на основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга или текущих лесопатологических обследований.

Проведение уборки захламленности в лесах на территории ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

Правила санитарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3431.

Другой комментарий к статье 55 ЛК РФ

См. комментарий к ст. 54 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 55 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 55 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.