Статья 44. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов

1. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.(Часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ.

2. Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов в соответствии с водным законодательством. (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ.

3. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.(Часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ.

Комментарий к статье 44 Лесного Кодекса РФ

Впервые Лесной кодекс РФ предусматривает такой специфический вид лесопользования, как использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов.

Водохранилища и иные искусственные объекты создаются и используются в соответствии с Водным кодексом РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ <1>. Помимо водохранилищ, к искусственным водным объектам относятся пруды, обводненные карьеры, каналы и другие сооружения.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

Использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ и правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки. Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов. Установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Допускается разработка правил использования водохранилища, в состав которых включаются правила использования его водных ресурсов и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища.

Допускается разработка правил использования водных ресурсов водохранилищ и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ для нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы функционирования нескольких водохранилищ и других элементов водохозяйственной системы связаны между собой так, что не могут функционировать раздельно.

Правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать:

1) характеристики гидроузла, водохранилища либо нескольких или каскада водохранилищ и их возможностей, позволяющих регулировать уровень воды в водохранилищах;

2) основные параметры и характеристики водохранилища, в том числе нормальный водоподпорный уровень, морфометрические, гидравлические, гидрологические и термические характеристики;

3) состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища);

4) основные характеристики водотока (режим поступления и стока вод, сведения о водосборной площади, границы водохранилища, регулирующего водный режим, координаты гидротехнических сооружений и величины потерь стока вод);

5) требования о безопасности водоподпорных сооружений, образующих водохранилище, о безопасности жителей и хозяйственных объектов в прибрежной зоне водохранилища и на нижележащем участке водотока;

6) объем водопотребления;

7) порядок регулирования режима функционирования водохранилища, в том числе для предупреждения аварий и иных чрезвычайных ситуаций в Единой энергетической системе России и при ликвидации их последствий;

8) порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

9) порядок проведения работ и предоставления информации в области гидрометеорологии;

10) сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных чрезвычайных ситуаций, и перечень соответствующих мероприятий.

Правила использования водных ресурсов водохранилищ могут включать в себя необходимые материалы в графической форме и формы необходимых документов.

Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать:

1) краткое описание водохранилища и гидротехнических сооружений, их основные параметры;

2) сведения о зонах воздействия водохранилища (зоне постоянного затопления, зоне периодического или временного затопления, зоне повышения уровня грунтовых вод, зоне возможного изменения берегов водохранилища, зоне климатического воздействия водохранилища, зоне воздействия многолетнего, сезонного, недельного, суточного регулирования поверхностного стока вод в водный объект ниже гидроузлов);

3) перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в зимний период и в период пропуска паводков;

4) перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных чрезвычайных ситуаций (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и др.);

5) ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава леса и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления (в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды), по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и требованиями охраны окружающей среды;

6) порядок организации ремонтно-эксплуатационных работ;

7) порядок осуществления наблюдений за состоянием водохранилища (изменением стока вод, температурой воды, испарением, фильтрацией, химическим и биологическим составами воды, толщиной льда, движением наносов, заилением, изменением берегов и другими явлениями);

8) учет использования водных ресурсов водохранилища;

9) перечень способов наблюдений за техническим состоянием водохранилища и входящих в его состав сооружений, порядок осуществления таких наблюдений.

Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ могут включать в себя материалы в графической форме.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <1> под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2462.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также мер по предотвращению аварий на гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии на гидротехническом сооружении;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

- осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии на гидротехническом сооружении федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

- содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий на гидротехническом сооружении.

Работа специализированных портов регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Кодексом торгового мореплавания РФ (далее - КТМ) от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <1> в отношении морских специализированных портов и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ) от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <2> в отношении речных портов.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
<2> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и др.). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов (ст. 9 КТМ).

Речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных с целью обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (ст. 3 КВВТ).

В соответствии со ст. 10 КВВТ бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

- пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ;

- устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

- осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным и водным законодательством РФ;

- использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;

- разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;

- разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Другой комментарий к статье 44 ЛК РФ

Строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений является самостоятельным видом использования лесов в соответствии со ст. 25 настоящего Кодекса. Данный вид отсутствовал в тексте Лесного кодекса РФ 1997 г. Комментируемая статья в рамках вопроса об использовании лесных участков для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений отсылает к водному законодательству. В июне 2006 г. был принят новый Водный кодекс РФ (N 74-ФЗ). Этот Кодекс не содержит в своем терминологическом словаре раскрытие понятий водохранилищ и искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов. "Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока". "Гидротехническое сооружение - сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод" <1>. См. также Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений". В соответствии со ст. 42 ВК РФ при проектировании, размещении, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения. Статьей 45 ВК РФ установлено, что использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ и правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ. Правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов. Установление режимов пропуска паводков, специальных пропусков, наполнения и сработки водохранилищ осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями данной статьи. Правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 5 ст. 59 ВК РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и др. объекты окружающей среды. В соответствии с п. 2 ст. 60 ВК РФ для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством. Статья 63 ВК РФ специально посвящена охране лесов, расположенных в водоохранных зонах. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах, направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение рубок главного пользования запрещается. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством.

--------------------------------
<1> См.: Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Указ. соч. С. 57, 82.

Старая редакция Водного кодекса РФ в ст. 7 устанавливала, что объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматривались как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматривались как единый водный объект. В новом ВК РФ, вступившем в силу 1 января 2007 г., данное положение отсутствует. Обратим внимание, что действующая редакция воспринимает воду и землю как единое целое. Смысл в том, что права на землю могут возникнуть в связи с приобретенным правом водопользования, или наоборот - право на водопользование может возникнуть в связи с приобретением права на землю. В таком понимании кроется определенное противоречие с нормами земельного права. Дело в том, что земля является самостоятельным объектом правоотношений и юридически не должна рассматриваться как составная часть иных природных ресурсов <1>.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 1997. С. 35, 36.

Статья 22 старой редакции ВК РФ устанавливала, что обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ. Обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) ст. 1 признавала небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами, а ст. 130 ГК РФ относила обособленный водный объект к недвижимости. Новый ВК РФ не содержит такого понятия, как "обособленный водный объект", а из ст. 130 ГК РФ данное понятие исключено. Теперь законодатель говорит о праве собственности на пруд, обводненный карьер и определяет их оборотоспособность только как принадлежность к земельному участку, в границах которых пруд и обводненный карьер находятся. Дно и берега пруда и обводненного карьера не являются предметом формирования земельных участков. Новая редакция ст. 102 ЗК РФ в связи с принятием нового ВК РФ установила общее правило, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Старая редакция ВК РФ (ст. 22) устанавливает, что продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии. Теперь законодатель устанавливает в ст. 19 новой редакции процедуру передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, которая должна осуществляться в соответствии с гражданским законодательством.

Комментируемая статья устанавливает, что субъектами использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов могут быть граждане и юридические лица. А вид права на данный вид использования лесов может быть любым из предусмотренных ст. 9 ЛК РФ: право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования.

См. также комментарий к ст. 21 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 44 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 44 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.