Статья 43. Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых

1. Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

3.1. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

4. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 43 Лесного Кодекса РФ

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <1> недра предоставляются в пользование для:

--------------------------------
<1> ВВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

В Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации утверждено Приказом МПР России от 21 мая 2001 г. N 433 <1>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2001. N 33.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 <1> федеральным органом управления государственным фондом недр является Министерство природных ресурсов РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3260.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ утверждено Приказом МПР России от 7 февраля 2001 г. N 126 <1>.

--------------------------------
<1> Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 21.

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых утвержден Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24 апреля 2007 г. N 109 <1>.

--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2007. N 29.

Другой комментарий к статье 43 ЛК РФ

Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов, установленным ст. 25 настоящего Кодекса. При применении комментируемой статьи необходимо иметь в виду следующее. Работы по геологическому изучению недр или использование лесов для разработки месторождений полезных ископаемых не заменяют порядок, установленный законодательством о недрах для выполнения указанных работ. Речь идет только о специфике данного вида работ в лесу. Любое природопользование характеризуется наличием специфических правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов и оформлением соответствующих прав на объекты природопользования. У лесопользования, землепользования, недропользования, водопользования есть специфические особенности, характерные только для конкретного вида пользования природными объектами и ресурсами, а есть объединяющие особенности. В нашем случае оформление права на пользование лесным участком в соответствии со ст. 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых не освобождает пользователей от необходимости оформления процедуры отвода участка недр в соответствии с Законом РФ "О недрах". В соответствии со ст. 11 этого Закона предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Например, для добычи полезных ископаемых - в виде горного отвода, а для геологического изучения недр - в виде геологического отвода. Для геологического изучения срок пользования может составлять до 5 лет, а для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Проведение указанных работ в лесу, как видим, требует дополнительно оформления права аренды на лесные участки, за исключением указанных в п. 3 настоящей статьи случаев. Так, если при выполнении таких работ не будет осуществлена рубка лесных насаждений, достаточно будет только получения разрешения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления (в зависимости от территориальной принадлежности лесного участка и компетенции указанных органов).

Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не предусматривал геологическое изучение недр и разработку полезных ископаемых как разновидность лесопользования, но механизм по допустимости вышеуказанных работ на землях лесного фонда содержал. Существовала статья о порядке проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (ст. 66). Причем эти работы могли осуществляться без перевода земель лесного фонда в земли других категорий и без перевода лесных земель в нелесные, только на основании разрешения (сначала лесхозов, затем территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ, впоследствии также при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Разработкой месторождений полезных ископаемых считается комплекс работ, включающий в себя вскрытие, подготовку и выемку полезного ископаемого. Разработка бывает нескольких видов: открытая - это способ добычи полезных ископаемых, при котором процесс выемки вскрышных пород и полезного ископаемого осуществляется в открытых пространствах на земной поверхности; подземная - это способ добычи полезных ископаемых, при котором вскрытие, подготовка месторождения и выемка полезного ископаемого осуществляются под землей <1>. Таким образом, практически речь идет о добыче полезных ископаемых. Формулировка "добыча полезных ископаемых" как раз и содержалась в тексте ст. 66 Лесного кодекса РФ 1997 г. Как видим, Лесной кодекс РФ 2006 г. не уточняет способ добычи, не определяет критерии для отсутствия оформления договора аренды на лесной участок для этих нужд, не указывает на необходимость перевода земель в другую категорию. Напомним, что, по мнению ученых, добыча полезных ископаемых, о которых шла речь в ст. 66 ЛК РФ 1997 г., очевидно, касалась общераспространенных полезных ископаемых, т.е. тех, добыча которых фактически не требует капитального строительства соответствующих для того сооружений <2>. Отдельные уточнения содержала ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда". Но Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (2006 г.) ст. 1 и 2 данного Федерального закона были признаны утратившими силу с 1 января 2007 г. Из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ продолжает действовать только ст. 3, излагающая в новой редакции абз. 10 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий": "разрешение проведения в лесном фонде работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ". Новая редакция Кодекса также не дает четкого ответа на указанный вопрос. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 4 комментируемой статьи, необходимо для ее надлежащей реализации.

--------------------------------
<1> См.: Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000. С. 311.

КП: примечание.

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

<2> См.: Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.

Недропользование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" 1995 г., с последними изменениями, включенными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившими в силу с 1 января 2007 г., материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, к чему относятся и вышеуказанные работы. См. также комментарий к ст. 21 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 43 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 43 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.