1. Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2.1. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
2.2. Часть утратила силу с 31 декабря 2010 года - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ.
3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;
2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;
5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;
12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;
14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
15) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
3.1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
3.2. Государственные органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), и указанные в части 2.1 настоящей статьи государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
3.3. Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), определяются Правительством Российской Федерации.
3.4. Перечень и предельная численность должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3.5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
5. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
Комментарий к статье 96 Лесного Кодекса РФ
В рамках проведенной административной реформы контроль и надзор рассматриваются взаимосвязанно, как единая функция государственного управления. В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> содержится понятие контроля и надзора, которое не разграничивает эти составляющие деятельности государственных органов. Лесной кодекс также не разграничивает контроль и надзор. Традиционно в сфере лесных отношений осуществлялся государственный лесной контроль, а с точки зрения обеспечения преемственности правового регулирования в настоящее время следует все ранее принятые нормы о контроле рассматривать и в аспекте надзора.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
Задачей государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесами и лесными участками, правил отпуска древесины на корню и правил рубок, правил осуществления иных видов использования лесов, норм по охране, защите и воспроизводству лесов, а также иных требований, установленных лесным законодательством Российской Федерации.
Установление порядка осуществления государственного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов входит в сферу компетенции федеральных органов государственной власти. Осуществление же государственного лесного контроля и надзора является федеральным полномочием, переданным органам государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
Проведение государственного лесного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подчиняется общим требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <1>. Особенности и содержание контрольной деятельности в сфере лесных отношений определены Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394 <2>. Отдельные полномочия органов Росприроднадзора закреплены в Положении о государственном земельном контроле <3>, которое претерпело некоторые изменения в связи с принятием указанного выше Положения. В ходе осуществления контрольных мероприятий должностные лица органов государственного лесного контроля руководствуются также Порядком оформления результатов проверок при осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, включающим описание форм акта проведения проверки соблюдения требований лесного законодательства и предписания по устранению выявленных нарушений <4>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436.
<2> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3282.
<3> Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле" // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.
<4> См.: Приказ МПР России от 2 октября 2006 г. N 228 "Об утверждении Порядка оформления результатов проверок при осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок" // БНА ФОИВ. 2006. N 47.
Государственный лесной контроль осуществляется за соблюдением:
- порядка ведения государственного учета лесного фонда, государственного кадастрового учета лесных участков, отчетности, отражающей количественные и качественные характеристики порядка использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- требований по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, загрязнения и иных негативных воздействий;
- требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению;
- выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения лесозаготовительных работ;
- выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
- режима использования лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
- санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету;
- требований законодательства РФ по предоставлению участков лесного фонда в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
- правил отпуска древесины на корню в лесах, рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования;
- правил лесопользования и пребывания граждан в лесах, требований к порядку проведения на землях лесного фонда строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ;
- правил пожарной безопасности в лесах, требований по своевременному принятию мер для ликвидации лесных пожаров и их последствий, по учету площадей земель лесного фонда, пострадавших от пожаров, и определению причиненного ими ущерба лесному фонду;
- требований по обеспечению соответствия лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства принципам устойчивого развития, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда, сохранности и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств леса;
- правил пользования объектами животного мира и охраны среды обитания животных на землях лесного фонда в пределах компетенции органов государственного лесного контроля;
- порядка отвода лесных участков и предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов на землях лесного фонда;
- иных требований лесного законодательства РФ.
Осуществление государственного лесного контроля возложено на государственную лесную охрану Росприроднадзора. Государственная лесная охрана обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. В соответствии с Положением о государственной лесной охране Российской Федерации <1> государственной лесной охране для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право:
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 150 "Об утверждении Положения о государственной лесной охране Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1402.
- проверять у граждан и должностных лиц документы, разрешающие осуществлять пользование участками лесного фонда;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществлять задержание соответствующих лиц и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры;
- задерживать и доставлять лиц, совершивших преступления и административные правонарушения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в правоохранительные органы;
- производить в соответствии с законодательством РФ досмотр транспортных средств, иных объектов и мест, а при необходимости - личный досмотр задержанных лиц;
- изымать у граждан и должностных лиц в соответствующих случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ.
Должностные лица государственной лесной охраны <1> при исполнении служебных обязанностей имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
--------------------------------
<1> Перечень должностных лиц государственной лесной охраны утвержден Приказом МПР России от 25 октября 2005 г. N 288, зарегистрированным в Минюсте России 23 октября 2005 г. N 7185 "Об утверждении Перечня должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации" // БНА ФОИВ. 2005. N 48.
Обратим внимание на то, что перечень полномочий должностных лиц в комментируемой статье закрывается указанием на осуществление "иных предусмотренных федеральными законами прав". Это означает, что права лесной охраны, предоставленные ей Постановлением Правительства РФ, действительны только в части совпадения с перечнем прав, названных в комментируемой статье, а также в части прав, предусмотренных КоАП РФ. Анализ показал, что в КоАП РФ нашли подтверждение те права государственной лесной охраны, которые закреплены в Положении о ней, но не отражены в комментируемой статье.
Согласно статье 23.24 КоАП РФ, органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 (в части лесных участков), ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий, строений, сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах), ст. 7.9, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования лесными участками), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах), ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), ст. ст. 8.7, 8.8, 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах), ст. ст. 8.24 - 8.27, ч. 1 ст. 8.28, ст. ст. 8.29 - 8.32, ст. ст. 8.33 - 8.37 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах) КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе: главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители; главные государственные лесные инспектора в субъектах Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители; государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках.
Протоколы об административных правонарушениях составляются, согласно ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и названных в ст. 23.24 КоАП РФ, и, кроме того, должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесов, - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.28 (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей), ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства), ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), ст. 19.7 (непредставление сведений (информации)) КоАП РФ.
При выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере должностные лица органов, на которые возложен контроль за соблюдением лесного законодательства, могут осуществлять доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, в служебное помещение органа внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение (ст. 27.2 КоАП РФ). В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ лесные инспектора обладают также правом личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Право этих должностных лиц на изъятие вещей, явившихся орудиями совершения (в том числе транспортных средств. - Прим. авт.) или предметами (лесных ресурсов. - Примеч. авт.) административного правонарушения, следует из ст. 27.10 КоАП РФ.
Осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, относится к числу федеральных полномочий, переданных ЛК РФ органам государственной власти Российской Федерации. Соответственно предоставленные названными выше нормативными актами полномочия должностных лиц государственной лесной охраны Росприроднадзора переходят должностным лицам органов государственного лесного контроля, образуемых субъектами Федерации. Министерство природных ресурсов РФ вправе издавать нормативные правовые акты, а также методические и инструктивные материалы по вопросам осуществления государственного лесного контроля и надзора органами государственной власти субъектов Федерации.
Правовой режим лесов, входящих и не входящих в лесной фонд, различен, что объясняется главным образом особенностями правового режима соответствующих категорий земель, и, следовательно, надо обратить внимание на то, что названные выше Положение и Порядок регулируют контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Однако помимо лесного фонда существуют и другие леса, расположенные на землях иных категорий (землях населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, специального назначения, особо охраняемых территорий), и государственный контроль за их состоянием, использованием, охраной, защитой должен, как это следует из ч. 6 ст. 96 ЛК РФ, осуществляться в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В настоящее время особый порядок установлен только для государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов на землях обороны <1>, который осуществляется государственной лесной охраной и Министерством обороны РФ. Главная особенность такого контроля - разрешительный характер доступа лесных инспекторов на соответствующие территории.
--------------------------------
<1> См. Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 77 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов" (с изм.) // СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 617.
Возникает вопрос о применимости подзаконных актов, изданных до принятия Лесного кодекса РФ и регулирующих государственный контроль лесного фонда, к проведению контроля в лесах, не входящих в лесной фонд. По смыслу Кодекса, государственный лесной контроль осуществляется во всех лесах - входящих и не входящих в лесной фонд, состоящих в государственной, муниципальной или частной собственности (частная собственность, хотя прямо и не декларированная Лесным кодексом РФ, возможна как в отношении лесов, на которые не установлены публичные формы собственности, так и в отношении лесных участков, выведенных из состава земель лесного фонда. - Примеч. авт.). Следовательно, речь могла бы идти о применении названных актов только по аналогии, однако аналогия закона не принята в сфере регулирования публичных правоотношений (к которым принадлежат и отношения контрольные).
Отдельного внимания в обсуждаемом контексте заслуживает вопрос, связанный с отсутствием в Лесном кодексе РФ определения лесного фонда. Имеется лишь указание на то, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Согласно ч. 1 ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Вышеприведенные суждения основаны на том, что лесной фонд составляют леса, расположенные на землях лесного фонда, т.е. на землях, учтенных по данным государственного земельного кадастра в качестве земель лесного фонда. Хотя логичнее было бы определять категорию земель в зависимости от юридической характеристики находящихся на них лесов в качестве лесного фонда, а не наоборот.
Значительные особенности государственного лесного контроля связаны с тем, что отныне он будет осуществляться в отсутствие у лесопользователей традиционных разрешительных документов - лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые сохраняют свое действие до истечения срока, на который были ранее выданы. Разрешительные документы содержали указание на вид лесопользования, его установленный объем (размер) и на конкретный участок лесного фонда, что в известной степени облегчало задачу органам государственной лесной охраны. По смыслу новых (преимущественно договорных) отношений между государством и лесопользователями впредь основными документами, по которым можно судить о правомерности лесопользования, будут лесная декларация (подаваемое лесопользователем ежегодно в орган государственной власти заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов), лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов.
Еще один аспект связан с возможным дублированием государственного и муниципального лесного контроля. Органы местного самоуправления наделены правом осуществления муниципального лесного контроля за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на территории муниципального образования (ст. 98 ЛК РФ) и муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности (ст. 84 ЛК РФ), а каких-либо изъятий из сферы государственного лесного контроля по объектному признаку не сделано, следовательно, Лесной кодекс РФ допускает проведение в отношении муниципальных лесов (городские леса и леса особо охраняемых природных территорий местного значения) двойного контроля. Целесообразно было бы в отношении муниципальных лесов осуществлять муниципальный же контроль, однако законодатель избрал смешанный вариант. По ряду причин муниципальный лесной контроль в настоящее время на практике малоэффективен (см. также комментарий к ст. 98 ЛК РФ).
В связи с передачей осуществления государственного лесного контроля и надзора на уровень регионов в настоящее время в субъектах Федерации формируется собственная система государственной лесной охраны. Эту функцию будут выполнять лесничества, которые станут основными субъектами управления, государственного лесного контроля и надзора.
Пока не вполне четкими представляются перспективы федеральной лесной охраны Росприроднадзора. С одной стороны, контрольно-надзорная деятельность децентрализуется и переходит в регионы, а с другой - осуществление пожарного надзора остается в сфере федерального ведения. Кроме того, например, из ст. 23.24 КоАП РФ, в редакции Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", следует, что сохраняются административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц этой федеральной структуры - главного государственного лесного инспектора Российской Федерации, его заместителей.
Очередное перераспределение контрольно-надзорных полномочий, весьма вероятно, скажется на состоянии законности в сфере лесных отношений негативным образом. Тем более что ситуация еще не стабилизировалась в связи с передачей в 2004 г. функций лесной охраны от лесхозов (федеральных государственных учреждений) федеральному органу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), когда в течение последующих двух лет, вплоть до принятия нового Лесного кодекса, государственная лесная охрана переживала стадию реформирования со всеми издержками этого процесса в практике управления и правоприменения.
Другой комментарий к статье 96 ЛК РФ
Сфера государственного контроля за состоянием, использованием, охраной лесов претерпела немало изменений.
Практически сразу после реформы федеральных органов исполнительной власти 2004 г. лесхозы лишились полномочий по осуществлению государственного контроля за лесами. Созданному Федеральному агентству лесного хозяйства вменили организацию деятельности государственной лесной охраны, за исключением функций государственного контроля и надзора (см. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283). Функции контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов отнесли к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, у которой лес стал не единственным объектом государственного контроля и надзора, а одним из иных многочисленных объектов: земли, животного мира, недр, вод и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400).
В связи с принятием нового Лесного кодекса РФ ситуация опять изменилась. Комментируемая статья устанавливает, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных ст. 81 - 83 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 81 ЛК РФ, устанавливающей полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений, федеральные органы устанавливают порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора. Подчеркнем, что установление порядка и непосредственное его осуществление - действия разные. Статья 82, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, прямо данную функцию не предусматривает, но ее все же теперь должны осуществлять именно органы субъектов РФ в силу того, что осуществление государственного лесного контроля и надзора отнесено ст. 83 настоящего Кодекса к переданному полномочию РФ органам государственной власти субъектов РФ, осуществляемому за счет субвенций из федерального бюджета. К аналогичному статусу относится функция по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. В соответствии с п. 2 ст. 83 ЛК РФ осуществление полномочий может не передаваться органам государственной власти субъектов РФ в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ, т.е. в указанных случаях это может оставаться полномочием федеральных органов. Статьей 84 настоящего Кодекса предусмотрено осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальному лесному контролю и надзору посвящена специальная ст. 98 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 150 было утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации. В соответствии с данным Постановлением была создана государственная лесная охрана РФ в структуре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, отражены ее задачи, обязанности и права. В связи с вышеизложенными новеллами в части компетенций государственных органов данный нормативный акт нуждается в изменении или отмене. В любом случае новый порядок осуществления государственного лесного контроля или надзора должен быть установлен Правительством РФ.