Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ)
2. Осуществление полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.1. Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
2) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
3) осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
4) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемой должности;
4.1) осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) осуществляет оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
6) устанавливает содержание, форму и порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, утверждает методику оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий;
7) вправе давать обязательные для исполнения указания об образовании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

2) утверждает структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

3) организует деятельность по осуществлению субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;
3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных ему полномочий.

10.1. Переданные в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.

10.2. В течение месяца со дня поступления предусмотренной настоящей статьей отчетности об осуществлении переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в данной отчетности. По результатам указанной проверки и с учетом оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации.

10.3. Переданные полномочия, в отношении которых принято решение об их изъятии у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10.4. В случае изъятия полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, подлежат возмещению в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10.5. При принятии решения об изъятии полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующий проект федерального закона.

11. Контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.
12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Комментарий к статье 83 Лесного Кодекса РФ

В действующем Лесном кодексе получила свое завершение принципиально новая схема распределения полномочий в сфере управления лесопользованием. Главная ее особенность состоит в передаче субъектам Федерации всех основных полномочий по предоставлению прав на использование лесов, по охране и защите лесов и возложении на региональные органы власти всей полноты ответственности за состояние лесного фонда. Другая важная характеристика проводимой реформы - разделение функций государственного управления и ведения лесного хозяйства.

Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагает кардинальное изменение организационной структуры управления (государственные лесхозы и региональные агентства лесного хозяйства Рослесхоза вместе с их имуществом и штатами передаются в регионы) и финансирования (в регионы передается соответствующее финансирование деятельности преобразуемых лесхозов и управления лесами в виде субвенций). Процедура делегирования полномочий предполагает также передачу в ведение субъектов Федерации пожарно-химических станций, авиабаз и другой инфраструктуры. При этом ФГУП "Рослесозащита", "Центрлессем", "Центрлеспроект" будут продолжать исполнять федеральные функции. По информации Рослесхоза, к февралю текущего года в ведение субъектов Федерации переданы более 1700 лесхозов (включают более 7 тыс. лесничеств), 24 филиала ФГУ "Авиалесоохрана" и 9 иных специализированных организаций. Второй этап работ (до 1 июля 2007 г.) предполагает разработку и принятие более 60 правовых актов Правительства РФ, МПР России и субъектов Федерации по реализации норм Лесного кодекса. Третий этап (до 1 января 2008 г.) предполагает преобразование лесхозов путем выделения из них лесничеств как территориальных единиц управления, лесного контроля и надзора; разработку и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.

По данным Рослесхоза, это ведомство к началу февраля текущего года завершило передачу лесхозов в ведение субъектов Федерации, а в администрациях всех субъектов Федерации уже сформированы органы исполнительной власти по лесному хозяйству. До 1 января 2008 г. администрациям субъектов Федерации предстоит провести работу по преобразованию переданных им федеральных лесхозов. Из лесхозов будут сформированы лесничества, которые станут территориальными органами управления, лесного контроля и надзора. Лесничества будут организовывать лесные аукционы, работы по охране, защите и воспроизводству лесов на основе государственных контрактов, обеспечивать исполнение условий договоров аренды и выполнять ряд иных функций. По прогнозам Рослесхоза, общая численность работников преобразованных лесничеств составит более 50 тыс. человек. Лесничества и лесопарки будут выполнять все делегированные регионам управленческие функции в сфере лесного хозяйства.

Хозяйственными же функциями лесхозов будут наделены вновь создаваемые государственные унитарные предприятия либо, что более вероятно, коммерческие организации, и это в любом варианте можно рассматривать как реализацию установленного (ст. 1 ЛК РФ) принципа недопустимости использования лесов органами государственной власти. Такие структуры будут осуществлять ведение лесного хозяйства по заказам частного сектора на основе договоров подряда или по заказам органов государственной власти на конкурсной основе.

Положения ст. 83 Лесного кодекса РФ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, сформулированы на основе соответствующих норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм.) (п. 7 ст. 26.3) <1>. Эти положения вводятся в действие ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В настоящее время действуют утвержденные Правительством РФ Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства <1> и Методика распределения между субъектами Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Федерации <2>. В соответствии с Методикой производится расчет объема субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления связанных с реализацией прав пользования и распоряжения лесами, их охраной, защитой, воспроизводством, а также тушением лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Федерации полномочий Российской Федерации, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Федерации (Методика была принята в целях реализации аналогичной ст. 47 Лесного кодекса 1997 г.). К настоящему времени подготовлены проекты новой Методики распределения субвенций между регионами и нового порядка расходования средств. В федеральном бюджете на 2007 г. объем субвенций бюджетам субъектов Федерации на осуществление переданных полномочий в области лесного хозяйства составил 7089127,6 тыс. рублей <3>.

--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. N 837 // РГ. 2007. 11 янв.
<2> Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. N 838 // РГ. 2007. 12 янв.
<3> См.: Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (п. 4 ч. 2 ст. 50) // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. II). Ст. 5504.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий, является Министерство природных ресурсов РФ. Эти же функции может выполнять Рослесхоз, если будет прямо уполномочен на то Правительством РФ в новом положении о нем, принятие которого необходимо в связи с существенным изменением управленческой ситуации.

По данным Рослесхоза будет разработан порядок оценки эффективности исполнения полномочий, переданных субъектам Российской Федерации. В систему индикаторов войдут четыре блока оценочных показателей: эффективность использования лесов, воспроизводство лесов, комплекс вопросов лесохозяйственной деятельности, влияние на социально-экономическое развитие регионов.

Другой комментарий к статье 83 ЛК РФ

См. комментарий к ст. 81 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 83 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 83 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.