1. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.
3. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
4. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а плата по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд - по ставкам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.
5. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.(Часть дополнительно включена с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
6. Методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов утверждается Правительством Российской Федерации. (Часть дополнительно включена с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ)
Комментарий к статье 76 Лесного Кодекса РФ
Одной из характеристик договора купли-продажи лесных насаждений является ее возмездный характер. Настоящей статьей устанавливаются общие положения по определению размеров цены за лесные насаждения. В случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд ставки платы устанавливаются органом государственной власти субъекта Федерации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 22 января 2007 г. N 86 "Об установлении ставок платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" <1> установлены следующие размеры ставок:
--------------------------------
<1> Красный Север. N 11 - 12. 2007. 27 янв.
Лесные
породы Разряды
такс Расстояние
вывозки,
км Ставка (в рублях за 1 плотный куб. м)
Деловая древесина без коры дровяная
древесина
в коре
крупная средняя мелкая
Сосна 1 до 10 145,7 104,1 52,2 3,3
2 10,1 - 25 132,5 94,8 47,6 3,3
3 25,1 - 40 112,6 80,3 40,4 2,9
4 40,1 - 60 86,3 61,3 31,5 2,9
5 60,1 - 80 65,8 47,6 23,8 1,7
6 80,1 - 100 53,2 38,3 19,0 1,7
7 100,1 и
более 40,0 28,6 14,5 1,2
Кедр 1 до 10 175,1 124,8 62,5 4,8
2 10,1 - 25 159,0 113,4 56,5 4,8
3 25,1 - 40 135,6 96,5 48,0 3,3
4 40,1 - 60 102,9 73,9 37,1 2,9
5 60,1 - 80 79,9 56,5 28,6 1,7
6 80,1 - 100 63,8 45,1 22,6 1,7
7 100,1 и
более 47,6 33,9 17,4 1,2
Лиственница 1 до 10 116,3 83,2 41,6 3,3
2 10,1 - 25 105,8 75,6 38,3 2,9
3 25,1 - 40 89,6 64,2 32,3 2,9
4 40,1 - 60 68,7 49,3 24,2 1,7
5 60,1 - 80 53,2 38,3 19,0 1,7
6 80,1 - 100 42,8 30,2 14,9 1,2
7 100,1 и
более 32,3 22,6 11,4 1,2
Ель, пихта 1 до 10 131,2 94,0 47,6 3,3
2 10,1 - 25 119,0 84,9 42,8 3,3
3 25,1 - 40 101,0 73,1 35,6 2,9
4 40,1 - 60 77,4 56,1 27,1 1,7
5 60,1 - 80 59,4 42,8 22,1 1,7
6 80,1 - 100 47,6 33,9 17,4 1,2
7 100,1 и
более 35,6 25,5 13,2 1,2
Береза 1 до 10 73,1 52,2 26,7 4,3
2 10,1 - 25 65,8 47,6 23,8 4,3
3 25,1 - 40 56,5 40,4 19,5 3,3
4 40,1 - 60 43,3 31,5 14,9 2,9
5 60,1 - 80 33,1 23,8 12,4 2,5
6 80,1 - 100 26,7 19,0 9,3 1,7
7 100,1 и
более 19,5 14,5 7,7 1,2
Осина,
ольха
белая,
тополь 1 до 10 14,5 10,6 6,0 0,4
2 10,1 - 25 13,2 9,3 4,8 0,4
3 25,1 - 40 11,4 8,5 3,3 0,4
4 40,1 - 60 8,5 6,4 2,9 0,4
5 60,1 - 80 6,4 4,8 2,9 0,2
6 80,1 - 100 6,0 3,3 1,7 0,2
7 100,1 и
более 3,3 2,9 1,7 0,1
Ольха
черная 1 до 10 44,1 31,5 16,1 1,2
2 10,1 - 25 40,0 28,6 14,5 1,2
3 25,1 - 40 33,9 25,0 12,4 1,2
4 40,1 - 60 26,3 19,0 9,3 1,2
5 60,1 - 80 20,5 14,5 7,7 1,2
6 80,1 - 100 16,1 11,4 6,0 0,4
7 100,1 и
более 12,4 8,9 4,8 0,4
Критерии действуют до определения лесорастительного районирования. Данные ставки действуют до вступления в силу федеральных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию ст. 15 ЛК РФ.
Во всех остальных случаях плата по договору купли-продажи лесных насаждений устанавливается на основе минимального размера платы, которая определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Минимальный размер платы выступает также в качестве начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Полномочия по определению ставок платы за единицу объема древесины, подлежащей заготовке, осуществляют соответствующие органы власти, в чьей собственности находятся земельные участки, на которых расположены лесные насаждения, переданные в собственность по договору купли-продажи лесных насаждений.
Смотрите также коммент. к ст. 73.
Другой комментарий к статье 76 ЛК РФ
Комментируемая статья устанавливает порядок определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Указанная плата рассчитывается исходя из минимального размера. Если речь идет о заключаемом договоре купли-продажи лесных насаждений не для собственных нужд, минимальный размер платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. В этом случае ставки платы за единицу объема берутся исходя из установленных ставок платы Правительством РФ, или органами государственной власти субъектов РФ, или органами местного самоуправления в зависимости от того, на землях чьей собственности происходит заготовка древесины. По поводу отнесения лесных участков к указанным видам собственности есть определенные трудности (см. комментарий к ст. 84 настоящего Кодекса).
Если же речь идет о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Природа данного платежа, можно сказать, имела определенные прообразы в старом лесном законодательстве. "В литературе как отечественной, так и зарубежной применительно к древесному ресурсу встречаются различные термины, включая "цена древесины на корню", "попенная плата" ("Stumpage price"), "лесные таксы". В Лесной кодекс РФ (1997 г.) вошел архаичный термин "лесная подать".
Конечно, калейдоскоп названных выше терминов может ввести в заблуждение не посвященного в "игру" терминов. В действительности же, важен смысл, который вкладывается в понятие платежей за ресурсы леса, в том числе за древесину на корню, независимо от их названия. Между тем намеренное искажение его определенными субъектами лесных отношений в своих экономических интересах на практике имеет негативные последствия для национальной экономики и, как следствие, для экономики лесного хозяйства" <1>.
--------------------------------
<1> Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: Учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. С. 348.
Автор вышеуказанного труда подчеркивает, что цена должна определяться с учетом спроса и предложения, качества ресурса, его местоположения относительно рынков сбыта, только так можно обеспечить рыночную цену на древесину на корню, а не затратным методом на нужды лесного хозяйства и не налоговым статусом платы за древесину на корню.
На наш взгляд, нет прозрачности в принятом Лесном кодексе РФ ни при определении ставок платы за единицу объема древесины для расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений, ни при определении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка для определения расчета арендной платы. ЛК РФ не устанавливает принципы построения критериев для расчета указанных ставок, размеры которых должны быть отражены в подзаконных актах. Тем самым все-таки просматривается административный способ определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений и арендной платы. Ведь даже условий, для каких случаев возможно применять только минимальные платежи, ЛК РФ не прописывает, а это значит, что по крайней мере для случаев, предусмотренных п. 3 ст. 74 ЛК РФ (предоставление аренды без аукционов), о рыночной цене говорить будет нельзя. В Лесном кодексе также отсутствует порядок определения платежей за пользование лесными участками при предоставлении их на праве постоянного (бессрочного) пользования и сервитута.