Статья 70. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству

1. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом.
2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ.

Комментарий к статье 70 Лесного Кодекса РФ

Лесоустройство, независимо от того, в чьем владении находится лес, производится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством РФ.

Все специализированные лесоустроительные организации в части технологических и нормативных требований, определяемых настоящей инструкцией, подконтрольны государственному органу управления лесным хозяйством РФ.

Специализированные лесоустроительные организации (государственные лесоустроительные предприятия) осуществляют лесоустроительные работы по договорам, заключаемым с государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Федерации, другими министерствами, ведомствами, юридическими лицами, в ведении которых находятся лесные участки, в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством РФ.

Заключению договоров на лесоустроительные работы предшествует составление поэлементных смет трудовых и денежных затрат на их выполнение с учетом особенностей и интенсивности ведения лесного хозяйства. Сметы составляются специализированными лесоустроительными организациями в процессе подготовительных работ к лесоустройству, утверждаются государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Федерации и направляются государственному органу управления лесным хозяйством РФ для согласования и определения размеров целевого финансирования лесоустроительных работ. Сроки представления смет, порядок планирования и финансирования лесоустроительных работ устанавливаются государственным органом управления лесным хозяйством РФ.

Сведения о заключенных договорах и объемах лесоустроительных работ, определенных договорами и фактически выполненных, должны ежегодно представляться государственному органу управления лесным хозяйством РФ и подведомственным ему подразделениям в субъектах РФ всеми владельцами лесных участков, на которых проводится лесоустройство.

Владельцы лесных участков обязаны за 2 года до истечения срока действия лесоустроительных проектов представлять в государственные органы управления лесным хозяйством в субъектах Федерации заявки на проведение лесоустроительных работ.

Владельцы лесных участков, не входящие в систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством, представляют заявки на проведение лесоустроительных работ в свои вышестоящие органы по подчиненности, которые решают вопрос о возможности их финансирования, после чего эти заявки направляются государственному органу управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Федерации. Государственный орган управления лесным хозяйством в субъекте Федерации направляет сводную заявку на все объекты лесоустройства, находящиеся на его территории, в государственный орган управления лесным хозяйством РФ.

При проведении лесоустройства исполнитель работ может использовать на территории лесоустраиваемого объекта методы таксации (лесоинвентаризация), обеспечивающие нормативные достоверность и точность характеристик лесных участков, установленные в зависимости от хозяйственной значимости и ценности насаждений, других категорий.

Взаимоотношения специализированных лесоустроительных организаций, предприятий и экспедиций с государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Федерации и подведомственными им лесхозами, а также с другими предприятиями и организациями, ведущими лесное хозяйство, определяются договорами на проведение лесоустроительных работ и решениями лесоустроительных совещаний.

В соответствии с заключенными договорами на проведение лесоустроительных работ государственные органы управления лесным хозяйством в субъектах Федерации обязаны:

- до начала полевых работ решить и юридически оформить в установленном законодательством порядке деление лесов на группы, категории защитности и подготовить перечень особо защитных участков леса с определением режима пользования в них;

- уточнить границы лесхозов и лесничеств;

- заблаговременно известить лесхозы о предстоящих лесоустроительных работах и дать указание о проведении необходимых подготовительных мероприятий;

- предусмотреть объемы работ по разрубке и расчистке границ, квартальных просек, замене квартальных и граничных хозяйственных столбов.

Лесхозы в порядке подготовки к лесоустройству обязаны:

- предоставить во временное пользование лесоустроителям материалы предыдущего лесоустройства, а также материалы по лесохозяйственной деятельности и изменениям в лесах, необходимые для проведения лесоустроительных работ и составления лесоустроительных проектов;

- проверить и согласовать с органами землеустройства по имеющимся материалам и в натуре границы лесхоза и разрешить все спорные вопросы со смежными землепользователями;

- составить перечень правительственных решений о передаче и приемке земель, произведенных после предыдущего лесоустройства, а также о переводах лесных земель в нелесные, произведенных в установленном порядке;

- составить перечень правительственных решений, а также решений государственной власти субъектов Федерации об отнесении лесов к группам и категориям защитности с учетом разработанных к предстоящему лесоустройству основных положений организации и развития лесного хозяйства указанных выше регионов. При необходимости лесхоз готовит материалы об изменении отнесения лесов к группам и категориям защитности, своевременно организует их согласование, оформление и направляет эти материалы для рассмотрения в установленном порядке с целью принятия по ним решения до начала полевых лесоустроительных работ;

- уточнить существующее деление на лесничества, технические участки и обходы, а в необходимых случаях своевременно оформить в установленном порядке изменения состава и границ лесничеств;

- составить перечень лесных участков, переданных в долгосрочное пользование (аренду) и краткосрочное пользование по видам пользования и лесопользователям, проверить границы этих участков по документам и планово-картографическим материалам, закрепляющим право на пользование ими;

- собрать сведения об обследовательских, лесоинвентаризационных, геодезических, топографических и проектно-изыскательских работах, выполненных после предыдущего лесоустройства на территории лесхоза, и организовать получение необходимых материалов;

- проверить состояние учетной и планово-картографической документации, обеспечить полное внесение в эти материалы всех изменений в лесах за прошедший ревизионный период;

- закончить работы по расчистке старых квартальных просек и границ, замене квартальных и указательных столбов;

- подготовить сведения о санитарном состоянии лесов и динамике очагов вредителей и болезней леса;

- по всем перечисленным вопросам составить краткую пояснительную записку к началу подготовительных работ, один экземпляр которой направляется в государственный орган управления лесным хозяйством в субъекте Федерации, а другой - лесоустроительной экспедиции (предприятию).

Во время проведения подготовительных и полевых лесоустроительных работ лесхозы:

- дают указания лесничествам о допуске лесоустроителей к производству этих работ, об обязанностях лесничих и лесной охраны по содействию лесоустроителям и непосредственному участию в их выполнении;

- выделяют помещения для размещения работников и имущества лесоустроительных партий, организуют набор рабочих и предоставляют транспорт;

- выписывают лесоустроительной партии (экспедиции) лесорубочные билеты на рубку деревьев при лесоустроительных работах (восстановление границ, взятие моделей и другие цели), обеспечивают сбор и реализацию древесины от этих рубок;

- обязывают арендаторов оказывать содействие лесоустроителям в проведении подготовительных и полевых работ.

Главные лесничие, лесничие и другие специалисты лесного хозяйства, а также арендаторы обязаны участвовать в проведении подготовительных работ, коллективной тренировке и в лесоустройстве, уделяя при этом особое внимание правильной оценке результатов выполненных лесохозяйственных мероприятий, особенно по качеству и сохранности лесных культур, достоверности данных внесения текущих изменений в лесокадастровые книги, обоснованному назначению мероприятий на перспективный период, методам и технологии лесохозяйственных работ, определению неистощительных норм лесных пользований и другим вопросам лесоустроительного проектирования.

Главные лесничие, лесничие и другие специалисты лесного хозяйства осуществляют постоянный контроль за качеством лесоустройства, ежемесячно проводят приемку выполненных работ с составлением соответствующих актов.

Основные положения организации и развития лесного хозяйства в субъекте Федерации или крупном природно-экономическом регионе разрабатываются для определения и обоснования принципиальных направлений организации и развития лесного хозяйства в субъекте Федерации или крупном природно-экономическом регионе.

Основные положения разрабатываются, как правило, за 1 - 2 года до начала лесоустройства по специальной программе с выделением на их выполнение необходимого финансирования и не позднее чем за 3 месяца до начала новых лесоустроительных работ утверждаются в установленном порядке.

Утвержденные основные положения являются обязательным руководящим документом для государственных органов управления лесным хозяйством всех уровней, владельцев лесных участков и лесопользователей, специализированных лесоустроительных организаций, проводящих лесоустройство в регионе.

В целях лучшей организации лесоустроительных работ, всестороннего обсуждения особенностей их выполнения проводятся два лесоустроительных совещания: первое - не позже чем за 2 месяца до начала полевых работ и второе - после завершения разработки основных разделов проекта ведения лесного хозяйства по лесопользованию, лесовосстановлению и уходу за лесом.

Лесоустроительные совещания созываются при руководителе государственного органа управления лесным хозяйством в субъекте Федерации, на территории которого производятся лесоустроительные работы.

В состав участников лесоустроительного совещания обязательно должны входить уполномоченные представители главы правительства республики в составе Российской Федерации или главы администрации иного субъекта Федерации, местных территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, а также главы администраций тех районов, на территории которых производятся лесоустроительные работы.

Конкретные даты проведения лесоустроительных совещаний, персональный состав их участников, сроки представления ним необходимых материалов устанавливают по согласованию между заинтересованными сторонами.

Докладчиком на первом лесоустроительном совещании является директор или главный лесничий лесхоза, содокладчик - начальник лесоустроительной партии. На втором лесоустроительном совещании докладчиком является начальник лесоустроительной партии, руководивший полевыми работами на данном объекте и (или) являющийся автором проекта ведения лесного хозяйства.

С докладами, подготовленными к лесоустроительным совещаниям, участники совещания должны быть заранее ознакомлены.

На первом лесоустроительном совещании определяются особенности проведения полевых лесоустроительных работ на объекте лесоустройства и рассматриваются следующие основные вопросы:

- отчет о подготовительных работах;

- уточнение смет на проведение полевых работ;

- разделение лесов объекта лесоустройства на группы лесов и категории защитности, на горную и равнинную части;

- состояние юридического оформления границ устраиваемого объекта со смежными землепользователями;

- состояние граничных и квартальных просек, лесоустроительных знаков, объемы работ по их разрубке, расчистке, установке, порядок их выполнения;

- проект организации территории устраиваемого объекта;

- обеспеченность объекта материалами аэрофотосъемки;

- рекомендации по образованию хозяйственных частей, хозяйств и хозяйственных секций, изменениям возрастов рубок леса;

- экологическая обстановка на объекте лесоустройства, основные источники загрязнения природной среды;

- особенности таксации леса и назначения хозяйственных мероприятий с учетом народнохозяйственной значимости лесов, отдельных видов лесных ресурсов, экологического состояния лесов;

- обеспеченность лесоустроительных работ нормативно-справочными материалами, наличие пробных площадей предыдущих лесоустройств и научно-исследовательских работ, необходимость закладки новых постоянных пробных площадей;

- сведения о лесных участках, переданных и заявленных на передачу в долгосрочное пользование (аренду);

- зоны концентрации рубок главного и промежуточного пользования лесом, наличие утвержденных планов рубок и подсочки леса, дальнейшие перспективы развития лесоэксплуатации;

- наличие схемы транспортного освоения лесов или схемы размещения и очередности строительства и реконструкции путей транспорта;

- состояние лесоустроительных планшетов прошлого лесоустройства, пригодность их для составления новых лесных карт;

- обеспечение лесоустроительных работ рабочей силой, транспортными средствами, продовольствием, жильем; участие в лесоустроительных работах работников лесохозяйственных предприятий и лесничеств;

- другие технические особенности лесоустроительных работ, уточняющие порядок их выполнения, а также проект наряд-задания на проведение лесоустройства.

Решения, принятые по всем перечисленным вопросам, фиксируются в протоколе первого лесоустроительного совещания, который вместе со сметой на проведение полевых лесоустроительных работ является основанием для составления окончательного варианта наряд-задания на лесоустройство конкретного объекта.

Решения, принимаемые на первом лесоустроительном совещании, не должны противоречить лесному законодательству РФ, положениям и требованиям Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России и другим нормативным документам по ведению лесного хозяйства и лесопользованию, действующим во время проведения лесоустройства. Они обязательны для лесоустроительных подразделений, владельцев лесных участков, на которых проводится лесоустройство, территориальных органов управления лесным хозяйством.

Пояснительная записка ко второму лесоустроительному совещанию (общие выводы по прошлому лесному хозяйству, справка по обоснованию расчета главного пользования и объемов лесохозяйственных мероприятий, объемы работ по охране лесов от пожаров, по борьбе с лесными вредителями и болезнями) направляется до 15 апреля года камеральных работ государственному органу управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте РФ, который в двухнедельный срок организует рассмотрение представленных материалов с участием местного государственного органа охраны окружающей среды, других компетентных организаций.

Результаты рассмотрения, разногласия (если они имеются) по величине и обоснованию расчетных лесосек, проектируемым объемам других мероприятий обсуждаются на втором лесоустроительном совещании, на котором эти разногласия либо снимаются, либо разработчик проекта организации и ведения лесного хозяйства пишет особое мнение, которое вместе с материалами по расчетной лесосеке направляется в государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации для принятия решений.

Если при рассмотрении объяснительной записки и материалов к ней не выявлено каких-либо ошибок в расчетах норм пользования лесом и недостатков в их обосновании, влекущих за собой изменение расчетной лесосеки, объемов других мероприятий, в размере более +/-10% от рекомендуемых лесоустройством, второе лесоустроительное совещание по договоренности между заказчиком и производителем лесоустроительных работ может не созываться, а государственный орган управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Федерации согласует с правительством республики в составе РФ или администрацией иного субъекта Федерации и утверждает протокол рассмотрения лесоустроительного проекта, после чего он направляется лесоустроительному предприятию, составившему проект.

Расчетная лесосека по объекту лесоустройства после ее рассмотрения на уровне субъекта Федерации утверждается приказом государственного органа управления лесным хозяйством РФ, который устанавливает порядок ее утверждения, состав предоставляемых материалов. Утвержденная лесосека до 1 июля года камеральных работ направляется лесоустроительному предприятию и государственному органу управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Федерации.

Размеры расчетных лесосек по колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным формированиям устанавливают государственные органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ в пределах расчетной лесосеки, утвержденной государственным органом управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Федерации.

В случае если государственный орган управления лесным хозяйством РФ по каким-либо причинам изменяет величину расчетной лесосеки, согласованную на уровне субъекта Федерации, за счет средств, выделяемых правительством или администрацией этого субъекта, лесоустроительное подразделение, разработавшее проект организации и ведения лесного хозяйства, составляет к нему корректирующую записку.

Контроль за лесоустроительными работами осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством РФ, государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ, государственными лесоустроительными предприятиями и подведомственными им экспедициями, а также владельцами лесных участков в целях обеспечения выполнения требований лесоустроительной инструкции, лесоустроительных совещаний, заданий и договора на проведение лесоустройства. Подлежит контролю весь комплекс выполняемых при лесоустройстве работ.

При осуществлении контроля руководствуются указаниями по проведению контроля за лесоустроительными работами, утверждаемыми государственным органом управления лесным хозяйством РФ.

Акты на выполнение полевых лесоустроительных работ составляются в конце каждого месяца, а окончательная их приемка производится в 5-дневный срок по полному их завершению по лесничествам и в целом по лесохозяйственному предприятию на основании натурных проверок выполненных работ и составленных материалов лесоустройства.

В актах приемки указываются объемы выполненных работ по элементам и оценка, соответствие их договору на проведение лесоустроительных работ, выполнение заказчиком и исполнителем работ договорных обязательств.

Акты подписываются лицами, ответственными за выполнение и приемку лесоустроительных работ, и являются основанием для ежемесячных и окончательного расчетов за выполненные полевые лесоустроительные работы.

Независимо от факта и результатов окончательной приемки полевых лесоустроительных работ вся полевая техническая документация проверяется в полном ее объеме и оценивается по качеству комиссией лесоустроительного предприятия или экспедиции после возвращения инженерно-технических работников с мест проведения работ.

Авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов проводится с целью проверки выполнения лесхозами и иными владельцами лесных участков основных нормативных показателей и рекомендаций предыдущего лесоустройства по организации и развитию лесного хозяйства и лесопользования, объемов запроектированных лесохозяйственных мероприятий, их пространственного размещения и качества, внесения текущих изменений в материалы лесоустройства и лесоучетную документацию.

Авторский надзор проводится в порядке, установленном государственным органом управления лесным хозяйством РФ в соответствии с утвержденными им указаниями.

Объекты для проведения авторского надзора назначаются государственным органом управления лесным хозяйством РФ.

Другой комментарий к статье 70 ЛК РФ

Организация проведения лесоустройства относится к полномочию Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283. Однако сами работы по лесоустройству к конкретному органу государственной власти не относятся. Непосредственное выполнение указанных работ, как и работ по землеустройству и межеванию земель, может осуществляться не органами государственной власти и управления, а физическими и юридическими лицами, имеющими на то необходимые документы. Оформление договорных отношений между заказчиками данных работ и их исполнителями должно осуществляться на основании двусторонних договоров, оформленных в рамках гражданского законодательства. Данный вид договора не нуждается в какой-либо государственной регистрации, а результаты выполненных работ подлежат утверждению органом, их организующим. Для выполнения объема указанных работ органы государственной власти или органы местного самоуправления должны разместить заказы в порядке специального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". К инструктивным документам лесоустроительных мероприятий относятся Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 декабря 1994 г. N 265 "Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России", Технические указания по проведению полевых лесоустроительных работ от 14 мая 1980 г. Рослесхоза СССР и др. документы. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 2 июля 2005 г.) геодезическая деятельность и картографическая деятельность подлежат лицензированию. Лицензирование указанных видов деятельности должно быть прекращено со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Остались вопросы по ст 70 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 70 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.