Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов

1. Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
4) осуществление государственного лесопатологического мониторинга с использованием авиационных средств и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

2. Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 57 Лесного Кодекса РФ

Авиационные меры борьбы с вредителями и болезнями леса (так называемые истребительные мероприятия) - комплекс мер, проводимый в очагах вредителей и болезней леса с целью снижения их влияния на состояние насаждений, а также сокращения экономического и экологического ущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.

Оценка необходимости проведения истребительных мероприятий проводится организациями Рослесхоза на основании информации, представляемой физическими и юридическими лицами, осуществляющими лесопользование или ведение лесного хозяйства. Форма представления информации определяется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Необходимость проведения обработок для участков, превышающих 10 га, определяют организации Рослесхоза на основании данных лесопатологического мониторинга.

До начала обработок участков площадью свыше 10 га представители лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с их компетенцией совместно с представителями организации Рослесхоза проводят контрольные обследования всех участков, намеченных под обработки. По результатам контрольного обследования принимается окончательное решение о сроках проведения работ или их отмене.

Истребительные мероприятия (обработки) проводятся путем внесения наземным или авиационным способами химических, биологических препаратов, а также энтомофагов и феромонов.

Истребительные мероприятия могут проводиться при условии выполнения требований государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Проведение обработок в лесах, расположенных на территории ООПТ, проводится согласно установленному для них режиму пользования.

Мероприятия, связанные с оповещением населения, карантином и временным ограничением пребывания в лесу на период проведения истребительных мероприятий, организует лесопользователь, или территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органы исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с их компетенцией, ответственные за защиту данного участка.

Оповещение населения и заинтересованных организаций о временном ограничении пребывания в лесу производится не позднее чем за 15 дней до начала выполнения работ. Ущерб, связанный с временным ограничением пребывания в лесу во время обработок, компенсации не подлежит.

Для контроля качества обработок, проведенных на площади свыше 10 га, лица, ответственные за защиту данного участка, создают комиссию из представителей заказчика обработок, исполнителя обработок и организации Рослесхоза для определения эффективности выполненных работ.

Правила организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N 385 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 26. Ст. 3189.

Другой комментарий к статье 57 ЛК РФ

При авиационной охране лесов осуществляются любые мероприятия по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней. Основной задачей авиабаз в области защиты лесов от вредителей и болезней является своевременное выявление очагов массового размножения вредных лесных насекомых, наблюдение за санитарным состоянием лесов в многолесных удаленных районах, где затруднено осуществление надлежащего лесопатологического надзора. Критерием отнесения территорий лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов к районам деятельности наземных сил и средств пожаротушения считается время прибытия их к месту пожара, не превышающее 3 часов.

Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии со своим Положением организует деятельность государственной лесной охраны РФ, за исключением функций государственного контроля и надзора, наземную и авиационную охрану лесов от пожаров и их тушение, осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами.

Комментируемая статья устанавливает, что порядок авиационной охраны лесов определяется Правительством РФ. В настоящее время продолжает действовать Приказ Рослесхоза от 22 сентября 1997 г. N 122, которым утверждена Инструкция по авиационной охране лесов. Вышеуказанного Постановления Правительства РФ, регламентирующего порядок авиационной охраны лесов, пока не принято. Согласно Инструкции Рослесхоза устанавливается порядок организации и выполнения работ по охране лесов от пожаров с применением авиации и взаимодействия авиационных и наземных сил и средств по обеспечению охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов. Авиационная охрана лесов осуществляется специализированными организациями - базами авиационной охраны лесов (авиабазами) или авиазвеньями на правах авиабаз. Управление работой авиабаз осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (Центральная база), ранее подведомственная Федеральной службе лесного хозяйства России. Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе может быть создана парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы. Для обеспечения работы организуются диспетчерское управление и система радиосвязи.

Для корректировки выполнения полетов по утвержденным патрульным маршрутам используется информация о фактическом состоянии погоды, классах пожарной опасности, количестве выпавших осадков по всем метеостанциям, находящимся на территории авиаотделения. Комментируемая статья содержит положение о безвозмездной основе получения данной информации для выполнения указанных мероприятий, т.е. в целях охраны лесов от пожаров уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по управлению лесным фондом бесплатно предоставляются прогнозы погоды и прогнозы пожарной опасности в лесах в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", лицензированию подлежит деятельность по предупреждению и тушению пожаров; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Остались вопросы по ст 57 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 57 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.