1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.(Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.
3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий к статье 41 Лесного Кодекса РФ
При передаче лесного участка в аренду для целей, указанных в комментируемой статье, утверждается схема проекта организации использования данного участка. Она разрабатывается на основе Типовой схемы, утвержденной Приказом МПР России от 20 января 2006 г. N 5 "Об утверждении Типовой схемы проекта организации использования переданного в аренду лесного участка для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей" <1>.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2006. N 13.
При разработке данной схемы обязательно указываются следующие сведения:
- наименование арендатора, его почтовый адрес и место нахождения, расчетный счет и ИНН;
- организационно-правовая форма (для юридических лиц);
- оснащенность арендатора квалифицированными кадрами и техническими средствами для выполнения испрашиваемого вида лесного пользования;
- наименование арендодателя, почтовый адрес и место нахождения, расчетный счет;
- наименование организации, проводившей лесоустроительные работы, почтовый адрес и место нахождения, расчетный счет;
- основание для предоставления в аренду лесного участка;
- дата и номер протокола лесного аукциона, договора аренды лесного участка, сведения о государственной регистрации договора аренды участка (приводится перечень переданных в аренду кварталов по лесничествам и их общая площадь, дается описание границ переданных в аренду участков);
- виды лесопользования, разрешенные арендатору на арендуемой территории;
- перечень временных строений и сооружений, связанных с лесопользованием, возможных к возведению на арендуемом участке;
- сроки аренды, срок действия разрабатываемого проекта;
- организация, выполняющая разработку проекта, почтовый адрес и место нахождения, расчетный счет.
Одним из разделов схемы должно являться описание природных условий арендуемого участка, его местоположение, сезонная характеристика климатических условий района и их благоприятность для целей рекреации, геоморфология, рельеф и почвы, характеристика водных объектов и возможности их рекреационного использования, бальнеологические ресурсы.
Особо обращается внимание на наличие на арендуемом участке природных и туристских достопримечательностей, редких и исчезающих видов растений и животных, состояние объектов животного мира и среды их обитания, а также негативные антропогенные воздействия на природную среду арендуемого лесного участка, наличие загрязнений почв, вод, атмосферного воздуха.
В схему обязательно включаются материалы лесоустройства, год проведения лесоустроительных работ, разряд лесоустройства, размеры квартальной сети, масштабы планшетов, планов лесонасаждений и схемы лесхоза.
Сведения о состоянии лесов должны отражать распределение площади лесного фонда по категориям земель и распределение покрытых лесом земель по преобладающим породам и группам возраста.
Санитарное и лесопатологическое состояние лесных насаждений, наличие очагов вредителей и болезней леса, количество (объем) сухостойных деревьев, деревьев, утративших физиологическую устойчивость и подлежащих вырубке в соответствии с санитарными правилами в лесах Российской Федерации, находят свое отражение в третьем разделе схемы.
В этот же раздел входит ландшафтно-рекреационная характеристика территории, распределение территории лесного участка по типам пространственной структуры ландшафта, санитарно-гигиеническая оценка территории, распределение по классам эстетической оценки, распределение насаждений по классам биологической устойчивости, оценка рекреационной дегрессии лесной среды.
Для арендуемых участков площадью менее 10 га представляются материалы подеревного учета произрастающей на участке лесной растительности с описанием эстетической ценности и санитарного состояния каждого дерева (кустарника).
Кроме того, вносятся сведения о протяженности и характеристики дорожно-тропиночной сети на арендуемом участке и непосредственно прилегающей к нему территории, а также оценка достаточности транспортных путей для обеспечения лесопользования.
Задачами ведения лесного хозяйства на арендуемой территории являются в том числе:
- формирование долговечных, здоровых насаждений, отличающихся высокими санитарно-гигиеническими и ландшафтно-эстетическими свойствами, устойчивых к неблагоприятным факторам среды;
- охрана лесов от пожаров, нарушений лесного законодательства, защита лесов от вредителей и болезней;
- предотвращение (снижение) рекреационной деградации лесной среды;
- регулирование рекреационных нагрузок;
- благоустройство арендуемого лесного участка;
- сохранение биологического разнообразия;
- соблюдение установленного режима лесопользования;
- сохранение наиболее ценных природных объектов.
В зависимости от размера и назначения арендуемого участка вносятся предложения по установлению дифференцированного режима охраны и использования его территории. Исходя из конкретных особенностей территории и разрешенных видов использования могут быть выделены следующие функциональные зоны:
- интенсивного посещения;
- экстенсивного посещения;
- строго регулируемого рекреационного использования;
- фаунистического покоя.
Для каждой функциональной зоны устанавливается конкретный режим охраны и использования с соответствующей системой хозяйственных мероприятий.
Исходя из современного состояния лесного фонда, в пределах функциональных зон рассчитывается рекреационная емкость арендуемой территории, определяются сезонные и единовременные допустимые рекреационные нагрузки по функциональным зонам. Предлагаются методы учета рекреационных нагрузок, а также способы возможного их регулирования.
На основании установленных для каждой функциональной зоны режимов охраны и использования, а также пространственно-планировочной организации территории проектируются основные лесохозяйственные мероприятия:
- формирование лесных ландшафтов;
- создание разновозрастных насаждений;
- посадка деревьев и кустарников, содействие естественному возобновлению;
- расчистка перспектив на видовых точках, расчистка площадок для отдыха и строительства объектов благоустройства;
- озеленение территории;
- удаление малоценной растительности, включая проведение рубок реконструкции;
- проведение рубок ухода за лесом;
- уход за подростом и подлеском;
- санитарно-оздоровительные мероприятия, включая санитарные рубки;
- противопожарные мероприятия;
- гидротехнические и гидромелиоративные мероприятия;
- биотехнические мероприятия, ориентированные на повышение эстетических свойств и биологической устойчивости насаждений;
- мероприятия по благоустройству арендуемого лесного участка;
- мероприятия по регулированию (снижению) рекреационных нагрузок.
По каждому направлению деятельности составляются сводные ведомости проектируемых мероприятий. На их основе рассчитываются ежегодные объемы мероприятий, которые должны выполняться на арендуемом участке лесного фонда.
В соответствии с целевым назначением арендуемого лесного участка, установленным режимом его использования разрабатываются предложения по пространственно-планировочной организации территории. В ходе разработки определяют:
- местоположения основных входов, композиционных центров, планировочных узлов и локальных акцентов ландшафта;
- мероприятия по инженерной подготовке территории (при необходимости);
- размещение и технические характеристики дорожно-тропиночной сети, автостоянок и искусственных временных сооружений (подпорные стенки, переходы, мостики, лестничные сходы, настилы и т.п.);
- основные типы, количество и местоположение малых архитектурных форм и других элементов благоустройства;
- количество, назначение и местоположение возведенных на срок лесопользования временных строений и сооружений, связанных с данным видом лесопользования;
- предложения по планируемым рекреационным потокам, их сезонности, уровню обслуживания, размещению и вместимости основных объектов обслуживания.
С целью сохранения лесной экосистемы также анализируется и оценивается воздействие намечаемой деятельности. В зависимости от состояния и устойчивости лесных биоценозов к рекреационной деятельности определяются периодичность и состав обязательных мероприятий, обеспечивающих организацию и проведение мониторинга состояния лесного фонда.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24 апреля 2007 г. N 108 <1>.
--------------------------------
<1> РГ. 2007. 4 июля.
Другой комментарий к статье 41 ЛК РФ
Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным ст. 25 настоящего Кодекса. Лесной кодекс РФ 1997 г. также содержал подобный вид лесопользования, в текст которого вносились изменения, затрагивающие в основном вопрос о статусе возводимых строений на участках с таким видом использования. Например, о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы для строительства объектов или о том, что площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать 10% общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, что впоследствии также было отменено.
Новая редакция уточнила, на каком виде права должны предоставляться лесные участки для этих целей в зависимости от субъектов лесопользования. Так, для государственных и муниципальных учреждений лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам - в аренду.
Применение настоящей статьи по-прежнему весьма затруднительно. Пункт 2 ст. 41 ЛК РФ устанавливает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение не капитальных, а именно временных построек и осуществление их благоустройства. Лесной кодекс РФ 1997 г. также к правам лесопользователей, независимо от вида прав на участки лесного фонда, относил право возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом в установленном порядке.
"По-видимому, это означает, что по истечении срока договора аренды лесопользователь обязан снести возведенные им постройки. Существование подобного правила вполне оправданно. Возведение арендатором построек в процессе лесопользования должно являться не самоцелью, а лишь дополнительным средством, способствующим эффективной реализации прав в отношении участка лесного фонда. В то же время лесопользователь вправе оставить за собой материалы, сохранившиеся после сноса построек.
Учитывая, что право арендатора в отношении возводимых им строений и сооружений изначально имеет срочный характер, оно не может быть охарактеризовано как право собственности. Скорее указанное право представляет собой особое вещное право. Наиболее близким аналогом ему является право суперфициария в римском праве, которое исключало возможность приобретения права собственности на возводимые постройки каким-либо лицом, кроме собственника земельного участка. В то же время для того, чтобы защитить права пользователей в отношении возводимых построек, им предоставлялся интердикт о находящемся над поверхностью. Появление этого средства защиты привело к созданию нового вещного права (superficies - наследственное отчуждаемое право пользования). Безусловно, данный вывод носит дискуссионный характер. В принципе, действующий ГК не содержит указания на бессрочный характер права собственности. В этом плане за лесопользователем может быть признано и право собственности на возведенные постройки на весь период действия договора аренды" <1>.
--------------------------------
<1> Дроздов И.А. Указ. соч. С. 52, 53.
Еще одним не менее дискуссионным вопросом является правомерность нахождения на участках лесного фонда дачных, садоводческих, огороднических объединений граждан как вид лесопользования для рекреационных целей.