1. Леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
2. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
3. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
4. Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса.
5. Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Комментарий к статье 36 Лесного Кодекса РФ
Юридическими лицами и гражданами может осуществляться охота как вид пользования животным миром (ст. 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
Территории, которые используются для ведения сельского и лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством РФ, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе Федерального закона "О животном мире", специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ.
В проектах ведения лесного хозяйства мероприятия по охране и воспроизводству охотничьей фауны разрабатываются в виде рекомендаций на основании действующей нормативно-технической документации и с учетом имеющихся в охотхозяйственных организациях района расположения лесхоза материалов внутрихозяйственного устройства охотничьих хозяйств.
В проектах приводится перечень видов охотничьей фауны, ее общая численность и плотность заселения на 1000 га угодий. По данным натурной таксации делаются выводы о влиянии диких животных на состояние лесного фонда и определяется ущерб, наносимый ими лесному хозяйству. Производится бонитировка угодий и устанавливается оптимальная численность и допустимый видовой состав охотфауны с учетом имеющихся охотничьих угодий на территории смежных землепользователей, а также проектируются мероприятия по охране и созданию благоприятных условий для обитания охотничьей фауны и регулированию ее численности.
При проектировании лесохозяйственных мероприятий предусматривается:
- выделение участков леса вокруг глухариных токов, полос леса вдоль берегов водоемов, заселенных бобрами, особо охранных частей заказников в категорию особо защитных участков;
- отказ от производства лесных культур на тетеревиных и глухариных токах; ограничение работ в местах гнездования боровой дичи и местах сосредоточения молодняка диких животных в весенне-летний период;
- ограничение применения ядохимикатов и минеральных удобрений;
- отказ на 5 - 10 лет от производства лесных культур на части вырубок с обильным порослевым возобновлением осины и других пород.
Лесохозяйственная деятельность и лесопользование должны обеспечивать рациональное сочетание интересов охотничьего и лесного хозяйства без нанесения последнему серьезного ущерба.
Специализированное охотустройство может осуществляться по специальному заказу заинтересованных организаций за счет их средств в соответствии с действующими указаниями по проектированию охотничьих и лесоохотничьих хозяйств.
Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства должны устанавливаться законом субъекта Федерации. Однако в настоящее время действующий Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства утвержден Приказом МПР России от 27 июля 2005 г. N 211 <1>.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2005. N 36.
В соответствии с указанным Порядком лесные участки для нужд охотничьего хозяйства предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном лесным законодательством РФ.
На осуществление пользования участками леса для нужд охотничьего хозяйства гражданам и юридическим лицам выдается лесной билет.
В случае предоставления в аренду для нужд охотничьего хозяйства на срок более 5 лет участка площадью свыше 200 га арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства на переданном в аренду участке.
Проект разрабатывается за счет арендатора государственными лесоустроительными организациями Федерального агентства лесного хозяйства по типовой схеме и методике, утвержденным Министерством природных ресурсов РФ.
Проект организации ведения охотничьего хозяйства на арендованном участке утверждается в порядке, установленном Министерством природных ресурсов РФ.
Лесопользователь при пользовании участком для нужд охотничьего хозяйства имеет право:
- осуществлять комплекс биотехнических мероприятий (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездовий и укрытий для зверей и птиц и другие мероприятия);
- заготавливать древесно-веточные корма;
- осуществлять реконструкцию лесоводственными методами отдельных территорий, в том числе занятых малоценными насаждениями, на участке в соответствии с утвержденным проектом организации ведения охотничьего хозяйства на данном участке;
- содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о животном мире;
- осуществлять пользование участками в пределах, установленных договором аренды, лесным билетом;
- возводить на срок лесопользования временные строения и сооружения (охотничьи избушки, кордоны, вышки, засидки, скрадки, ловушки и другие объекты, связанные с осуществлением данного вида лесопользования);
- осуществлять по согласованию с арендодателем строительство и ремонт дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, определять места стоянок транспорта;
- получать в установленном порядке информацию об участке, передаваемом им в пользование для нужд охотничьего хозяйства;
- пользоваться иными правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, договору аренды, лесному билету.
При осуществлении лесопользования для нужд охотничьего хозяйства лесопользователь обязан:
- осуществлять пользование участком лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;
- соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, лесного билета;
- представлять арендодателю в установленные сроки проект организации ведения охотничьего хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда;
- вести охотничье хозяйство в строгом соответствии с проектом организации ведения охотничьего хозяйства;
- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей среде;
- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
- соблюдать на предоставленных в пользование участках правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара - обеспечивать его тушение;
- приводить земли на участках, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, лесном билете, за свой счет;
- соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования при обращении с животными;
- соблюдать санитарные правила в лесах;
- не допускать нарушений прав других лесопользователей;
- сдавать лесхозу Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Федерации арендованные участки после завершения на них работ;
- возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке;
- своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, договором аренды, лесным билетом.
Лесопользователь на участке, предоставленном ему в пользование для нужд охотничьего хозяйства, может содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты в полувольных условиях без дополнительного заключения договора аренды, оформления права краткосрочного пользования, лесного билета.
При содержании и разведении животных, отнесенных к объектам охоты в полувольных условиях, должны учитываться следующие требования:
- на выделяемых участках в установленном порядке ограничиваются другие виды лесопользования, а также пребывание граждан в лесах;
- участки должны отводиться на расстоянии не менее 1000 метров от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами;
- огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, укрытиями, наблюдательными вышками;
- во избежание значительного повреждения древесно-кустарниковой и травянистой растительности находящимися на огражденной территории животными лесопользователь должен обеспечивать их полноценным кормлением по установленному рациону;
- в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных.
Другой комментарий к статье 36 ЛК РФ
В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты является самостоятельным видом использования лесов. Статья вернула полномочия субъекта РФ по установлению правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, отмененное Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ путем изменения ст. 121 Лесного кодекса РФ 1997 г. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 Минприроды России утверждено органом, который по представлению Минсельхозпрода России, Роскомрыболовства и Рослесхоза, согласованному с Российской академией наук, утверждает перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется Федеральным законом "О животном мире", иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Правительством РФ было принято Постановление от 18 июля 1996 г. N 852 "О порядке разработки и утверждения правил, сроков и перечней разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира". Комментируемая статья определяет ведение охотничьего хозяйства как предпринимательскую деятельность. Правоустанавливающим документом на лесные участки для ведения охотничьего хозяйства является договор аренды лесного участка. К сожалению, сам специальный Закон "О животном мире" не дает в своем терминологическом словаре определения, что понимать под охотничьим хозяйством. Не раскрывал его и старый ЛК РФ в ст. 121, посвященной порядку пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Учитывая, что в тексте п. 2 ст. 36 настоящего Кодекса не уточняется, о каких лесных участках идет речь, следует, что:
1) охотничьи угодья могут быть на землях любых категорий;
2) даже если лесной участок предоставлен для ведения охотничьего хозяйства физическому лицу в целях оказания желающим лицам услуг по организации охоты, речь будет идти именно об охотничьих угодьях;
3) охота на лесных участках гражданами может носить двоякий характер. Любительская и спортивная охота, осуществляемая гражданами, выделяется в самостоятельный вид и не требует предоставления лесных участков в пользование, оформления на них каких-либо документов. Но документация на оружие и пользование животным миром (лицензии) к документам на лесные участки не относятся, и их получение необходимо. Кодекс предоставляет право возведения временных построек и осуществления благоустройства лесных участков, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства.
Последние изменения в Федеральный закон "О животном мире" были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", ряд из которых вступает в силу с 1 января 2007 г. и с 1 января 2008 г.
".Опыт прошлого говорит о том, что "вольная охота", при которой практиковалась бесконтрольная добыча любых видов животных и почти в любые сроки, неизбежно ведет к оскудению запасов фауны. Поэтому охота может проводиться только в рамках определенных организационных форм, совокупность которых объединяется в понятие охотничьего хозяйства. Последнее, с одной стороны, является отраслью материального производства, дающей пушнину, мясо съедобных зверей и птиц, кожи животных, панты, секрет мускусных желез и другую продукцию, с другой - формой организации активного отдыха миллионов охотников-спортсменов. В обоих случаях ведение охотничьего хозяйства прежде всего предусматривает сохранение, обогащение и рациональное использование запасов охотничьей фауны как основного вида природных ресурсов, от наличия которых оно зависит.
Как отрасль экономики и как вид своеобразного рекреационного пользования охотничье хозяйство не может существовать без научной основы, наличия пространственных и количественных характеристик объектов своей деятельности, знания их биологических и экологических особенностей, а также без наиболее перспективных организационно-экономических форм своего ведения. Изучением и разработкой этих вопросов занимается охотоведение - наука о рациональном ведении охотничьего хозяйства" <1>.
--------------------------------
<1> Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр "Академия", 2003. С. 269.
"На территории России площадь охотничьих угодий составляет более 150 млрд. га, из которых лесные угодья составляют 42,5; сельскохозяйственные - 27,2; болота - 5,1; водоемы - 4,1; земли прочих категорий (каменистые россыпи, пески, тундры и т.д.) - 21%. Имеются также угодья, закрытые для охоты. Это различные категории ООПТ - заповедники, заказники, зеленые зоны и прочие территории, приравненные к ним.
Использование охотничьего фонда осуществляется по двум направлениям. Первое из них - промысловая охота, в процессе которой охотники-промысловики добывают и сдают в заготовительные организации пушно-меховое сырье, мясо и другую охотничью и дикорастущую продукцию. Второе направление - любительская охота, основной задачей которой является удовлетворение охотничьей страсти любителей в самой охоте, а спортивное охотничье хозяйство обслуживает членов добровольного общества охотников и рыболовов.
Рациональное использование охотничьих угодий связано с охотоустроительными работами. Устроить охотничье хозяйство - значит обособить территорию от угодий общего пользования и других хозяйств и составить перспективный план ведения хозяйства в соответствии с его целевым назначением. Иначе говоря, охотоустройство определяет пути и направления развития охотхозяйства. Охотоустройство предусматривает: проведение комплекса работ по инвентаризации и оценке охотоугодий; установление границ и разделение территории на участки (егерские обходы); составление охотохозяйственных карт; учет охотничье-промысловых животных; разработку мероприятий по рациональному использованию охотофауны; бонитировку угодий охотхозяйства; расчет пользования и нормативы добычи охотничьих животных; разработку перспективных планов; организацию охраны угодий; разработку планов проведения воспроизводственных мероприятий" <1>.
--------------------------------
<1> Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Указ. соч. С. 270 - 278.