Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов

1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

2. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

3. При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

4. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

5. При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений. (Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.

Комментарий к статье 19 Лесного Кодекса РФ

Мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению разрабатываются для лесов всех групп и категорий защитности, кроме резервных лесов и участков лесного фонда, недоступных для хозяйственного воздействия. Проектирование ведется в соответствии с действующими Основными положениями по восстановлению лесов в РФ, региональными наставлениями и руководствами с учетом опыта работ в лесхозах и данных анализа материалов обследования лесных культур и хода естественного возобновления. В состав проектируемых мероприятий входят: создание лесных культур на не покрытых лесом и нелесных землях, а также в порядке реконструкции насаждений; меры содействия естественному возобновлению, в том числе сохранение подроста при рубках главного пользования; оставление территории под естественное лесозаращивание; развитие лесосеменного и питомнического хозяйства.

По данным натурной таксации определяется лесокультурный фонд, в который включаются участки, нуждающиеся в искусственном лесовосстановлении и лесоразведении, доступные для хозяйственного воздействия, в том числе: не покрытые лесом земли, на которых естественное возобновление хозяйственно-ценных пород невозможно или затруднено; лесосеки ревизионного периода, намеченные под сплошную рубку, на которых восстановление леса целевыми породами возможно только искусственным путем; осушенные болота, назначенные под лесные культуры в соответствии с проектами их осушения; рекультивированные земли и другие нелесные земли, на которых лесные культуры намечены в порядке лесомелиорации (пески, овраги, балки и т.п.); малоценные и низкополнотные насаждения, намеченные к реконструкции путем создания лесных культур.

Площадь лесосек ревизионного периода, нуждающихся в искусственном лесовосстановлении, определяется расчетным путем с учетом лесорастительных условий, хода естественного возобновления целевых пород под пологом спелого леса, а также степени фактического и возможного использования расчетной лесосеки на перспективу.

При отсутствии РТК для участков, намеченных под лесные культуры, в тексте пояснительной записки к лесоустроительному проекту указывается количество посадочных мест и схема смещения для лесорастительных условий.

При реконструкции проектируют насаждения лесных культур: сплошные - при полном удалении реконструируемого древостоя и частичные - при посадке в прорубленные коридоры или на открытых местах в низкополнотных насаждениях.

Содействие естественному возобновлению проектируется на лесосеках ревизионного периода с достаточным количеством благонадежного подроста целевых пород, под пологом приспевающих и спелых насаждений с целью обеспечить предварительное возобновление леса ценными породами, а также на вырубках и иных не покрытых лесом землях, обеспеченных условиями эффективного лесовосстановления.

В соответствии с действующими инструктивными указаниями проектируются следующие способы содействия естественному возобновлению:

- сохранение подроста и молодняка ценных пород с последующим уходом за ними при проектировании сплошных рубок по соответствующей технологии;

- уход за подростом и самосевом хозяйственно-ценных пород, создание частичных культур на участках с недостаточным количеством сохраненного подроста;

- частичная обработка почвы (механическая или химическая);

- огораживание возобновляющихся участков.

Прогноз естественного возобновления леса разрабатывается на основе изучения этого процесса на вырубках прошлых лет, а также анализа динамики и состояния молодняков и не покрытых лесом земель. При этом подбор участков, оставляемых под естественное лесовозобновление, как правило, производится в тех типах леса, где целевые породы успешно возобновляются от стен леса и обсеменителей на не покрытых лесом землях и лесосеках ревизионного периода.

Участки, на которых планируются лесовосстановительные мероприятия или оставляемые под естественное лесовосстановление, вносятся в ведомость с итогами по объемам мероприятий и распределением по восстанавливаемым породам с указанием РТК для каждого способа лесовосстановления и реконструкции.

Итоги даются по лесничествам и лесхозу в целом.

Отдельно учитываются объемы работ по лесоразведению в оврагах, на песках и других неудобных землях различных сельскохозяйственных формирований, выполняемых по договорам с лесхозами.

В соответствии с проектируемыми объемами лесовосстановления, реконструкции и рубок ухода за лесом, с учетом состояния несомкнувшихся лесных культур прошлых лет составляется ведомость подбора участков лесного фонда, намечаемых к переводу в покрытые лесом земли, а насаждений малоценных пород - в хозяйственно-ценные по годам ревизионного периода.

Расчет количества лесных семян, необходимого количества постоянных и временных лесосеменных участков, селекционная оценка насаждений и расчет площади питомника производят специализированные проектные организации в соответствии с проектируемыми лесоустройством объемами работ по лесовосстановлению и лесоразведению. В лесоустроительном проекте по укрупненным показателям даются рекомендации по развитию лесосеменного и питомнического хозяйства. Составляется ведомость рекомендуемых объемов работ по закладке постоянных и временных лесосеменных участков, семенных заказников, маточных и прививочных плантаций.

В лесоустроительном проекте предусматриваются мероприятия по охране лесов от пожаров, незаконных порубок деревьев и кустарников, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу. Мероприятия проектируются на основании действующих основных и региональных положений, правил, инструкций, наставлений и руководств с учетом итогов анализа ведения прошлого хозяйства и результатов натурных обследований.

Класс пожарной опасности каждого таксационного выдела определяется по шкале, приведенной в указаниях по противопожарной профилактике в лесах и регламентациях лесопожарных служб.

Для каждого квартала определяется средний класс пожарной опасности как средневзвешенный по площади входящих в него выделов (с округлением до целого класса) и составляется ведомость распределения кварталов лесничества по классам пожарной опасности. Затем кварталы или их части объединяют в пожарные выделы, относящиеся к одному классу пожарной опасности с ограничениями минимальной площади выдела на карте-схеме лесхоза.

Итоговые данные распределения площади лесхоза по классам пожарной опасности в разрезе лесничеств приводятся в пояснительной записке к лесоустроительному проекту.

Проект организации охраны лесов от пожаров состоит из следующих мероприятий:

- лесопожарного районирования;

- профилактических противопожарных мероприятий.

Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров:

- лесопожарная пропаганда среди населения;

- подготовка лесного фонда для организованного отдыха населения;

- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах;

- другие мероприятия по усилению противопожарной охраны лесов.

Мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров и созданию благоприятных условий для их тушения:

- санитарные рубки, очистка мест рубок, уборка сухостоя и валежа;

- создание системы противопожарных барьеров (минерализованных полос), канав и ремонт сети дорог и водоемов противопожарного назначения, устройство подъездов к водоемам.

На основании анализа лесонарушений за прошлый ревизионный период в проекте даются рекомендации по профилактике, своевременному выявлению и пресечению самовольных порубок леса, нарушений правил лесопользования, санитарных правил, законодательных актов об охране животного и растительного мира и других противоправных действий в лесу.

Проект разделения лесничеств на технические участки и обходы выполняется с учетом фактического деления лесничеств на технические участки и обходы, классы пожарной опасности и функционального назначения лесов. Проект деления должен быть показан на уменьшенной схеме лесхоза в тексте пояснительной записки к лесоустроительному проекту. Участки и обходы должны быть примерно одинаковы по сложности охраны. Особое внимание обращается на обеспечение эффективной охраны кварталов, наиболее посещаемых населением, и интенсивно эксплуатируемых лесов.

По данным таксации и специальных лесопатологических обследований, если они проводились, составляется повыдельная ведомость очагов вредителей и болезней леса. В проекте ведения лесного хозяйства дается общая оценка лесопатологического состояния лесов и составляется проект лесозащитных мероприятий, которые слагаются из профилактических, истребительных и организационно-хозяйственных мер.

К профилактическим мерам относятся:

- выполнение санитарных требований в лесах, включая окорку древесины, очистку лесосек и др.;

- методы защиты древесины на складах;

- устройство гнездовий;

- расселение муравьев и огораживание муравейников;

- устройство изгородей вокруг лесных культур и для прогона скота;

- защита верхушек деревьев от обкусывания животными (накладка металлических и пластмассовых спиралей и т.п.);

- обработка насаждений репеллентами, отпугивающими животных.

К истребительным мерам относятся:

- выборка свежезаселенных деревьев;

- выкладка ловчих деревьев;

- накладка ловчих клеевых и токсичных поясов;

- обработка насаждений, несомкнувшихся лесных культур, плантаций, питомников химическими и биологическими средствами защиты леса;

- устройство ловчезаградительных канав;

- сбор и уничтожение плодовых тел грибов, яйцекладок, паутиновых гнезд, личинок и гусениц насекомых.

Различают наземные и авиационные истребительные меры.

К организационно-хозяйственным мерам относятся:

- надзор за состоянием популяций вредителей и болезней, прогноз их развития, учет очагов, а также лесопатологические обследования и почвенные раскопки;

- популяризация и техническая пропаганда лесозащиты;

- материально-техническое обеспечение защиты леса.

В районах расположения промышленных предприятий с вредными выбросами определяются зоны по степени повреждения насаждений, выявляются запасы мертвых и усыхающих деревьев. Зоны повреждения показывают на схеме, характеризующей лесопатологическое состояние лесов, дают рекомендации по созданию насаждений повышенной устойчивости к выбросам.

В районах расположения промышленных предприятий с вредными выбросами определяются зоны по степени повреждения насаждений, выявляются запасы мертвых и усыхающих деревьев. Зоны повреждения показываются на схеме, характеризующей лесопатологическое состояние лесов, даются рекомендации по созданию насаждений повышенной устойчивости к выбросам.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 310.

Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 418 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3433.

Другой комментарий к статье 19 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает положение о мероприятиях по охране, защите, воспроизводству лесов. Важным моментом является то, что осуществление указанных мероприятий касается всех без исключения.

Леса необходимо защищать от пожаров, незаконных рубок, нарушения порядка лесопользования, вредителей, болезней, загрязнения, повреждения, других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Леса являются одним из объектов окружающей среды, одним из ее компонентов. Под вредом окружающей среде в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Согласно ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Особенностью леса является длительность или долгосрочность его выращивания. В процессе соблюдения неистощительности пользования лесными ресурсами, обеспечения непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах, а также в процессе производства лесохозяйственных работ необходимо осуществлять комплекс мероприятий по выращиванию, поддержанию условий для выращивания лесных ресурсов.

"Лесное хозяйство нашей страны в зависимости от экономических условий должно вестись в масштабах простого или расширенного воспроизводства лесных ресурсов, включающих в себя использование не только древесины, но и остальных недревесных продуктов и других полезностей леса.

Существует два пути расширенного воспроизводства ресурсов леса: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивной форме увеличение объема производства достигается расширением объекта хозяйства за счет освоения новых земель на базе существующих средств производства, действующей технологии и организации производства, а также в результате естественного облесения существующих не покрытых лесом площадей. При этом в хозяйстве происходит увеличение покрытых лесом земель.

Интенсивный путь расширенного воспроизводства связан с увеличением эффективности и доходности хозяйства на тех же земельных площадях за счет дополнительных долгосрочных капиталовложений в лесное хозяйство, коренным изменением основ организации хозяйства, совершенствованием технологических процессов, внедрением средств механизации, переводом лесного хозяйства на индустриальную основу, внедрением ГИС-технологий в лесное хозяйство и др." <1>.

--------------------------------
<1> Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Указ. соч. С. 32.

Создание лесных культур - достаточно дорогостоящий и сложный процесс, т.к. он растянут во времени и большое влияние на него оказывают природно-климатические факторы. Качество лесовосстановительных работ зависит от комплекса организационных, агротехнических, технологических, экономических мер. Необходимо именно в первые годы жизни саженцев обеспечить им повышенную энергию роста, создавая оптимальные условия развития начиная с фазы приживания. Здесь важно все: использование семян и посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами, качество подготовки почвы, посадки, уходы, дополнения, сохранение культур от потрав, болезней леса и соответствие условий местопроизрастания биологическим и экологическим свойствам культивируемых пород.

Охране и защите лесов посвящена специальная гл. 3 настоящего Кодекса, воспроизводству лесов и лесоразведению - гл. 4. Комментируемая статья, как видим, оговорок по конкретным лесам не содержит, т.е. она относится не только к лесам, расположенным на землях лесного фонда, но и к иным лесам, расположенным на землях иных категорий. Статья содержит новое положение о том, что в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов. Особенности размещения заказа определяются специальным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 27 июля 2006 г.). Кроме того, должно быть принято специальное постановление Правительства Российской Федерации. Таким образом, законодатель исходит из того, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в первую очередь должны осуществляться лицами, использующими леса, а при их отсутствии лицами, определяемыми по результатам торгов.

Требование закона об одновременном заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины свидетельствует о попытке многоцелевого регулирования экологических и экономических задач. Заключение договора продажи лесных насаждений в указанном случае не является принуждением, и при волеизъявлении в случае, если договор с элементами государственного и муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Остались вопросы по ст 19 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 19 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.