Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях

1. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
2. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.(Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

4. Часть утратила силу с 30 декабря 2013 года - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

5. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.(Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

6. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 103 Лесного Кодекса РФ

В настоящей статье раскрываются основные положения правового регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Особо охраняемыми природными территориями в соответствии с преамбулой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Цель создания и функционирования таких территорий состоит в сохранении уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучении естественных процессов в биосфере и контроле за изменением ее состояния. Поэтому все виды деятельности могут быть ограничены или запрещены в зависимости от установленного режима охраны особо охраняемой природной территории. Данное правило действует в отношении лесопользования и ведения лесного хозяйства на этих территориях.

Основные категории и виды особо охраняемых природных территорий содержатся в ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". К ним отнесены: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Из этого перечня не подпадают под действие норм лесного законодательства дендрологические парки и ботанические сады. Леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в соответствии со ст. 102 ЛК РФ, отнесены к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Лесным кодексом РФ установлено общее правило в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в силу которого использование сплошных или выборочных рубок может допускаться только в случаях, если данный вид рубок предусмотрен правовым режимом зон соответствующих особо охраняемых природных территорий.

На территории государственного природного заповедника устанавливается самый жесткий режим особой охраны, которым запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. При этом допускается зонирование территории заповедника с дифференцированным режимом хозяйственной деятельности. Так, могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека, или участки с частичным хозяйственным использованием. Установление границ зонирования территории заповедника закрепляется в положении о конкретном государственном природном заповеднике.

Основной перечень видов деятельности, осуществление которых запрещено на территории заповедника, определен Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 апреля 1996 г.). В лесах государственных природных заповедников запрещаются:

- рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением заготовки дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;

- сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением сбора грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);

- промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

Таким образом, нормами Лесного кодекса РФ режим особой охраны заповедников поддерживается и детализируется путем запрещения любых рубок лесных насаждений на участках, полностью изъятых из хозяйственной деятельности, и допускается проведение выборочных рубок, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан.

Осуществление лесопользования на территории национального парка допускается только в соответствии с зонированием его территории. Виды зон и их границы определяются в положении о национальном парке. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

Природные парки на основании ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" отнесены к особо охраняемым территориям регионального значения. Поэтому правовой режим природных парков устанавливается дополнительно законодательством субъектов Федерации. Во многих субъектах приняты соответствующие законы. Основными задачами природных парков являются:

- сохранение природной среды, природных ландшафтов;

- создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На территории природного парка осуществляется зонирование с выделением природоохранных, рекреационных, агрохозяйственных зон, зон охраны историко-культурных комплексов и объектов и иных зон.

Порядок лесопользования определяется функциональным назначением зоны природного парка. Проведение сплошных рубок в лесах, расположенных на территории природных парков, допускается только в тех случаях, если данный вид рубки предусмотрен правовым режимом соответствующей зоны.

В отличие от заповедников, которые являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, государственными природными заказниками признаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В соответствии с Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. N 14 "Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации" на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, выпас скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром. В лесах, расположенных на территории государственных природных заказников, запрещено использовать сплошные рубки, если они не предусмотрены в положении о заказнике.

Помимо правовой регламентации проведения рубок, комментируемая статья запрещает использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, расположенных на особо охраняемых территориях, в том числе в научных целях. Данный вид деятельности допускается на территории биосферных полигонов, которые могут быть присоединены к территории государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования.

Другой комментарий к статье 103 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. В соответствии с настоящим Кодексом леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на иных категориях земель. Настоящая статья написана в ключе того, что расположение лесов на особо охраняемых природных территориях понимается как расположение лесов на землях особо охраняемых территорий. Если бы подразумевалось обратное, тогда надо было бы вести речь о расположении особо охраняемых природных территорий в лесах. Это принципиальная разница. Проблема состоит в следующем.

Земли особо охраняемых территорий и объектов как самостоятельная категория земель, предусмотренная Земельным кодексом РФ (ст. 7, 94, 95), не есть сами категории особо охраняемых природных территорий в рамках Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку в нем речь идет уже о совокупности нескольких природных компонентов. Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Помимо понимания ООПТ как природных комплексов, Закон предусматривает статус находящихся на них природоохранных учреждений, как правило, одноименных с природным комплексом. ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований. Причем статус этот зависит не от того, где они созданы, а от того, кем они создаются.

Статья 125 ЛК РФ 1997 г., например, говорила о расположении государственных природных заповедников на территории лесного фонда. Земельное законодательство, ЛК РФ 1997 г. и Закон "Об особо охраняемых природных территориях" имели одну погрешность: не была предусмотрена обязательность перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий или наоборот. И, как правило, ситуация складывалась такая, что на землях лесного фонда объявлялись ООПТ как природные комплексы, а по категории данные земли оставались в земельном и лесном кадастрах как земли лесного фонда. Кадастр же ООПТ был самостоятельным, и вел его совершенно другой, нежели земельный кадастр, государственный орган, к тому же в Правилах ведения кадастра ООПТ необходимо было указать, "на каких категориях земель ООПТ создали (объявили)" (см. Приказ Госкомэкологии РФ от 4 июля 1997 г. N 312, с посл. изм.). В свое время Рослесхоз издал специальный Приказ от 25 декабря 1997 г. N 175 "О ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий на землях лесного фонда". Даже специальный Закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", принятый на свет в 2005 г., содержал мягкую формулировку: перевод земель лесного фонда допускается в другую категорию земель в целях создания ООПТ. (Само слово "допускается" содержит в себе элемент необязательного совершения чего-либо.) Кроме того, режим земель лесного фонда, например, в лесах I группы всегда был жестче, чем в некоторых категориях и видах ООПТ, ведь не всегда речь шла о создании заповедников или национальных парков. Да и частная собственность на земельные участки в границах ряда ООПТ возможна, а в границах земель лесного фонда - нет. Какой резон ради создания ООПТ было отказываться от статуса земель лесного фонда? Кроме того, самым сложным обстоятельством было то, что на землях лесного фонда создавались ООПТ не только федерального значения, но и регионального, например заказники. В этом случае их правовое положение осложнялось своеобразным нахлестом исключительной федеральной собственности на лесной фонд и региональной собственности на ООПТ как учреждение, расположенное на землях, находящихся в федеральной собственности <1>.

--------------------------------
<1> См. подр.: Семьянова А.Ю. Организация особо охраняемой природной территории регионального значения на землях лесного фонда // Право и экономика. 2004. N 7. С. 94 - 96.

Комментируемая статья и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" данную проблему также не снимают. Так, например, в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено новое, очень важное положение о том, что перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается. В свою очередь, например, запрет создавать на данных землях особо охраняемые природные территории законодательством не прописан. Это может создать ситуацию, когда на землях лесного фонда будет существовать ООПТ (любого значения), а перевод земель осуществляться не будет. В этом случае отношения и режим и леса, и ООПТ не будут однозначно восприниматься.

Относительно правоприменения настоящей статьи следует особо обратить внимание на ст. 27, 94, 95, 97 Земельного кодекса РФ, ст. 18, 33, 38 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Леса, расположенные на ООПТ, являются в соответствии со ст. 102 настоящего Кодекса самостоятельной категорией защитных лесов. Заповедные лесные участки, помимо этого, относятся к особо защитным участкам лесов.

Пункт 1 комментируемой статьи говорит о том, что режим статьи распространяется на леса, расположенные на всех возможных видах и категориях ООПТ. Однако в тексте статьи не упоминаются особенности правового режима лесов на таких ООПТ, как: памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты и иные, прямо не оговоренные Законом "Об особо охраняемых природных территориях", т.к. перечень категорий носит не исчерпывающий характер.

Ограничения по режиму лесов, расположенных на ООПТ, в наглядной форме представлены в табл. 2.

Таблица 2

Категория ООПТ,

где расположен

лес Запрещены рубки Разрешены рубки Запрещение оборота

Государственные

природные

заповедники На участках, где

исключается любое

вмешательство

человека в

природные процессы,

запрещается

проведение рубок

лесных насаждений

(ст. 103 ЛК РФ) На иных участках

допускается

проведение

выборочных рубок

лесных

насаждений, если

это не

противоречит

правовому режиму

ООПТ в целях

обеспечения

функционирования

заповедников и

жизнедеятельности

граждан, там

проживающих

(ст. 103 ЛК РФ) Земли и земельные

участки

приватизации не

подлежат, из

оборота изъяты

(ст. 27, 95 ЗК РФ)

Национальные

парки Запрещается

проведение сплошных

рубок лесных

насаждений, если

иное не

предусмотрено

правовым режимом

функциональных зон,

установленных в

границах этих особо

охраняемых

природных

территорий (ст. 103

ЛК РФ).

Запрещается

заготовка древесины

за исключением

заготовки

гражданами

древесины для

собственных нужд

(ст. 15 Закона

"Об ООПТ",

ст. 18 Закона

"О введении в

действие ЛК РФ") Проведение

выборочных рубок

лесных насаждений

должно

определяться

положениями об

ООПТ (ст. 103 ЛК

РФ) Земли и земельные

участки

приватизации не

подлежат, из

оборота изъяты

(ст. 27, 95 ЗК РФ).

В отдельных случаях

допускается наличие

в границах

национальных парков

земельных участков

иных пользователей,

а также

собственников,

деятельность

которых не

оказывает

негативное

(вредное)

воздействие на

земли национальных

парков и не

нарушает режим

использования

земель национальных

парков.

Национальные парки

имеют

исключительное

право приобретения

указанных земель

Природные парки Запрещается

проведение сплошных

рубок лесных

насаждений, если

иное не

предусмотрено

правовым режимом

функциональных зон,

установленных в

границах этих особо

охраняемых

природных

территорий (ст. 103

ЛК РФ) Проведение

выборочных рубок

лесных насаждений

должно

определяться

положениями об

ООПТ (ст. 103 ЛК

РФ) Ограничены в

обороте, т.е. не

могут

предоставляться в

частную

собственность, за

исключением

случаев,

установленных

федеральными

законами (ст. 27 ЗК

РФ).

Допускается

размещение

природных парков

на землях иных

пользователей, а

также собственников

(ст. 95 ЗК РФ)

Государственные

природные

заказники Запрещается

проведение сплошных

рубок лесных

насаждений, если

иное не

предусмотрено

правовым режимом

функциональных зон,

установленных в

границах этих особо

охраняемых

природных

территорий (ст. 103

ЛК РФ) Проведение

выборочных рубок

лесных насаждений

должно

определяться

положениями об

ООПТ (ст. 103 ЛК

РФ) Ограничены в

обороте, т.е. не

могут

предоставляться

в частную

собственность, за

исключением

случаев,

установленных

федеральными

законами (ст. 27 ЗК

РФ).

Объявление земель

государственным

природным

заказником

допускается как с

изъятием, в том

числе путем выкупа,

так и без такого

изъятия земельных

участков у их

собственников,

землепользователей,

землевладельцев

(ст. 95 ЗК РФ)

Памятники

природы ЛК РФ не

оговаривает Особенности

проведения

выборочных рубок

лесных насаждений

и в установленных

федеральными

законами случаях

сплошных рубок

лесных насаждений

определяются

положениями о

соответствующих

ООПТ (ст. 103 ЛК

РФ) Ограничены в

обороте, т.е.

не могут

предоставляться

в частную

собственность, за

исключением

случаев,

установленных

федеральными

законами (ст. 27 ЗК

РФ)

Дендрологические

парки и

ботанические

сады ЛК РФ не

оговаривает Особенности

проведения

выборочных рубок

лесных насаждений

и в установленных

федеральными

законами случаях

сплошных рубок

лесных насаждений

определяются

положениями о

соответствующих

ООПТ (ст. 103 ЛК

РФ) Ограничены в

обороте, т.е.

не могут

предоставляться

в частную

собственность, за

исключением

случаев,

установленных

федеральными

законами (ст. 27 ЗК

РФ)

Лечебно-

оздоровительные

местности и

курорты ЛК РФ не

оговаривает Особенности

проведения

выборочных рубок

лесных насаждений

и в установленных

федеральными

законами случаях

сплошных рубок

лесных насаждений

определяются

Положениями о

соответствующих

ООПТ (ст. 103 ЛК

РФ) Ограничены в

обороте, т.е.

не могут

предоставляться

в частную

собственность,

за исключением

случаев,

установленных

федеральными

законами (ст. 27 ЗК

РФ)

Остались вопросы по ст 103 ЛК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 103 ЛК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.